Рахманинов 16+
Когда-то, ребенком, меня регулярно водили в оперу, на филармонические концерты водили. Хоть семья не имела отношения к искусству – обычные служащие, мать печатала на машинке. Но водили. Теперь я понимаю, что только поэтому я вовремя полюбил настоящую музыку так, что она меня сопровождает всю жизнь.
Каким счастливым я теперь себя чувствую от сознания, что мое детство не пришлось на нынешнюю Россию, где, чтобы пустили слушать Рахманинова, нужно пересечь рубеж шестнадцатилетия! Как хорошо, что рос я при этих всеми проклинаемых Советах, и мне не только позволяли входить в мир прекрасного, но этого от меня требовали. Понимали, что в 16 лет слушать Рахманинова уже поздно - хорошие музыкальные вкусы, как мастерство игры на фортепиано или искусство балета, прививаются человеку с самых ранних лет жизни.
Все познается в сравнении. В самом страшном сне полуграмотным дядям из партийных комитетов не могло привидеться то, что сейчас изобретают высокомудрые люди в Думе, само название которой предполагает умение думать. Впрочем, умение думать тоже прививается с ранних лет - и стало быть, мое предположение, что мы сейчас переживаем времена вырвавшихся на волю недоучившихся двоечников, по-видимому верно. Эти люди в Думе не умеют думать.
Если бы умели, сообразили бы, что над их возрастными ограничениями смеется весь мир, а также смеются их избиратели. Смеются радиостанции, предваряющие рекламу джазового концерта предупреждением: "Адресовано детям после 6 лет" - то есть концерт, получается, не для взрослых. Смеются слушатели. В кинозалах публика дружным хохотом встречает титр: "Детям после 18 лет".
Волею не умеющих думать думцев мы живем в мире тотального абсурда.
Неужели непонятно, что, вот так глупо регламентируя все и вся, думцы отсекают новые поколения от самой возможности вовремя полюбить Рахманинова? А когда этих новых шестнадцатилетних наконец подпустят к Микеланджело, они уже ничего не увидят в Давиде, кроме голого мужика: у них не будет необходимой эстетической подготовки, какая достигается преимущественно стихийным образом. Я точно знаю, что чтение Мопассана в очередь с Гайдаром и Пришвиным ничуть не повредило моему воспитанию - а только сделало его более объемным. Читать в детстве нужно много и взахлеб, читать неразборчиво и жадно, только так человек станет как минимум грамотным - качество, которого в новой России катастрофически не хватает. Не говоря о других важных качествах, которые возникают главным образом от постоянного соприкосновения с ценностями мировой культуры. Например, представления о добре и зле, о том, что такое хорошо и что такое плохо. А с этим теперь вообще беда.
Наука советует будущей матери в ожидании ребенка посещать художественные выставки, слушать классическую музыку. То есть ребенок уже в утробе начинает впитывать эти представления о том, что такое хорошо и что такое плохо. Он еще не родился – но уже слушает Рахманинова.
Что за будущее ждет Россию, если все эти процессы будут остановлены только потому, что думцев не научили думать?
Валерий Кичин
Источник: