Здравствуй, швабра!
Свершилось! Теперь любой молодой человек в возрасте от 18 до 27 лет может смело сказать: "Прощай, оружие!" и пойти на альтернативную гражданскую службу - соответствующий закон вступил в силу с 1 января этого года. Правда, призывник должен будет доказать, что он не может держать в руках автомат и ходить строем под песни "Тату". Как реально собрать эти доказательства? Это я и решила выяснить.
Национальность имеет значение
По Закону, служить альтернативно может представитель коренного малочисленного народа, который "ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами". В Иркутской области к таким народностям относятся только тофы и эвенки, сообщила Светлана Плохотникова, заведующая областным отделом по национальным и межконфессиональным отношениям. По данным позапрошлой переписи населения (с прошлой еще нет точных цифр), у нас живет около 600 тофов и примерно 1400 эвенков.
Из неофициальных источников стало известно, что во время последней переписи населения в Иркутской области также обнаружилось несколько гольдренов и курыкан. Первые при всем желании не могут быть причислены к коренным народностям, поскольку их корни уходят в страшно далекую от Сибири Германию. Что касается курыкан, то этот народ жил на острове Ольхон еще до прихода туда бурят. Куда курыкане делись, неизвестно. Но если предположить, что они ассимилировались, то среди жителей Иркутской области наверняка есть потомки этого крайне малочисленного и суперкоренного народа. Но как доказать, что твой прапра-прапрапрадедушка воевал с войсками Чингисхана на славном байкальском острове? Да никак!
Шутки шутками, но сложности могут возникнуть и у представителей "современных" коренных национальностей. Призывников подвела паспортная реформа: пункт в паспорте, свидетельствующий о национальности, отменен. Правда, правительство поговаривает, мол, надо бы вернуть его для желающих, но пока документально доказать свою национальность трудно. Остается, по мнению Светланы Плохотниковой, один выход - собирать архивные документы, допустим, свидетельство о рождении, в котором написано, что родители эвенки или тофы. Или свидетельства самих пап-мам. Или справку о том, что молодой человек с пеленок занимается традиционной охотой. Мировая практика показывает: чем больше человек предъявит справок, тем больше вероятность, что ему поверят.
Религия не позволяет
Гораздо проще, на мой взгляд, пойти на альтернативную службу по религиозным убеждениям (если они есть, конечно). Но не стоит рассказывать призывной комиссии, что мир должен быть во всем мире. Нужно опять-таки запастись справкой.
Я попыталась выяснить, какие религиозные организации Иркутской области могут дать справку о том, что их приверженцам запрещено брать в руки оружие. В православной епархии меня спросили чрезвычайно строго: "Молодой человек крещеный?" - "Да". - "Тогда приходите в нашу канцелярию, пишите заявление, которое должен рассмотреть Владыка Иркутский и Ангарский архиепископ Вадим". - "Только он может решить, давать такую справку или нет?" - "Только он". В мечети мне сначала задали вопрос о национальности, а потом также отправили к своему главе - имаму, который и уполномочен рассматривать подобные вопросы. В синагоге категорически заявили, что справок, "освобождающих" от службы в "настоящей" армии, не дают, потому что иудаизм не запрещает брать в руки оружие.
Не исключено, что, прежде чем получить справку от той или иной конфессии, призывнику придется выдержать собеседование со священнослужителями. И им доказать крепость и искренность своих религиозных убеждений.
Сколько хотят служить?
Впрочем, какие именно бумажки потребуются, пока точно сказать не сможет никто - практики гражданской службы в России еще нет. Заявления от призывников, желающих служить альтернативно, принимаются до 1 апреля. После этого срока в течение 10 дней комиссия решает: разрешить призывнику сменить автомат на, допустим, швабру, или нет. И комиссия вправе потребовать любые документы, какие посчитает нужными, рассказал начальник 2-го отдела областного военкомата полковник Михаил Калашников.
По его словам, в Иркутской области на конец января подало заявлений 69 человек, желающих полы драить или выносить в больницах утки вместо того, чтобы в окопах париться. Причем подавляющее большинство этих молодых людей мечтали об альтернативной службе еще тогда, когда закон не вступил в силу, поэтому заявления все принесли чуть ли не в первый рабочий день 2004 года. Почти все ссылаются на несовместимость армии и убеждений. Скольким из них удастся доказать необходимость альтернативной службы, пока и предположить нельзя.
В целом, по словам Михаила Калашникова, в областном военкомате ожидали гораздо больше желающих отдать альтернативный долг Родине, рассчитывали, что придет человек двести. Впрочем, еще есть два месяца для подачи заявлений.