Кино-2013: Сон разума рождает чудо
В прокате Иркутска и области – новый фильм прославленного англичанина Дэнни Бойла, броский, бодрый, стремительный и интригующий психотриллер «Транс».
«Транс» (Trance) (18+). Режиссер: Дэнни Бойл. Великобритания, 2013
Аукционер Саймон (Джеймс МакЭвой) решает заработать на сотрудничестве с криминальными элементами и связывается с главой небольшой грабительской шайки Фрэнком (Венсан Кассель). Ценнейший и дорогущий шедевр, который Саймон вознамерился Фрэнку предоставить, – это «Ведьмы в воздухе» кисти Гойи. Однако в процессе налета Фрэнковой банды на аукционный дом все пошло наперекосяк. Саймон получил от своего сообщника по голове, а когда пришел в себя, то не смог вспомнить, куда заныкал загодя приготовленных «Ведьм». В итоге Саймона с его внезапной амнезией приходится везти к известной гипнотизерше Элизабет (Росарио Доусон). К несчастью, последняя оказывается не только дьявольски умной и хитрой, но еще и непомерно корыстолюбивой.
Герой Джеймса МакЭвоя далеко не так прост, как кажется поначалу
Британец Дэнни Бойл – истинный снайпер от кинорежиссерства; всякий современный синефил знает: «наш Бойлушка» не промахивается. Начиная с ультракультового фильма «На игле» 1996 года, Бойл принялся последовательно показывать высокий класс во всех мыслимых жанрах. Снимал ли он экзотическую драму с суперзвездным Ди Каприо («Пляж»), апокалиптическую зомби-стрелялку («28 дней спустя») или даже научно-заумную фантастику в духе Кубрика («Пекло»), всегда было очевидно – вот творчество человека, занимающегося по-настоящему своим делом.
Последняя пятилетка стала для Бойла и вовсе триумфальной. Со своим «Миллионером из трущоб» (2008) он враз отхватил восемь «Оскаров», обскакав номинированных тогда же Финчера с Ван Сентом и вновь сделав премию Американской киноакадемии самой демократической кинонаградой мира. Бойла вообще всегда корили за «попсовость», будто не понимая, что в случае Дэнни таковую лучше именовать «общедоступностью». Картины англичанина понятны всем и любимыми многими – от адептов авторского кино до приверженцев попкорнового трэша. Словом, если кого и называть «английской версией Тарантино», то уж не давным-давно сдувшуюся бестолочь Гая Ричи, а именно его – Бойла.
Сцена «Транса» с «фронтальной наготой» Росарио Доусон надолго запомнится мужскому населению планеты
Картина «Транс» заранее вызвала подозрения в том, что Дэнни наконец-то отважился сварганить свое «Криминальное чтиво». Оказалось, однако, что все куда интереснее – в «Трансе» Бойл неожиданно влез на территорию своего бесстыдного соотечественника Кристофера Нолана, сбежавшего в Голливуд стряпать бездушные двухсотмиллионные блокбастеры.
И что бы вы думали: Бойл со своим скромным островным бюджетом и звездами второго ряда сделал из «Транса» некую «нолановщину с человеческим лицом». Сверх того – «Транс» производит впечатление куда более зрелищного фильма, чем погремушки типа «Начала» и «Темного рыцаря». Бойл словно бы воскрешает здесь Кристофера Нолана времен его единственного симпатичного фильма «Помни», но в то же время использует богатый арсенал типично своих, бойловских, выразительных средств, весьма сочных и донельзя энергичных.
Редко, но метко снимающийся Венсан Кассель вновь демонстрирует здесь свое уникальное полуотрицательное обаяние
«Сон разума рождает чудовищ» – гласит известное изречение пресловутого Франсиско Гойи. Бойл же, хоть и оказался в «Трансе» сновидцем-визионером не хуже Дэвида Линча, но создал из нагромождения гипнотических грез не хаотический кошмар, а упорядоченную и гармоничную мечту. Ибо «Транс» – это прежде всего фильм-сказка; безусловно, перед нами очень хичкоковская картина, но похожая не столько на черно-белый «Психоз», сколько на цветное и красочное «Головокружение».
Начав с иронического переосмысления постылого нолановского «наследия», Бойл в итоге сделал из «Транса» вариацию на тему «Вечного сияния чистого разума», однако его картина, кажется, превзошла и эту прославленную фантастическую мелодраму.
Ну и ни слова более. Напоследок просто горячо порекомендую вам посмотреть «Транс» как можно быстрее, пока ваши знакомые или сетевые «доброжелатели» дружелюбно не раскрыли вам всех его занятных секретов.