Кино-2013: Гнать, держать, бежать, обидеть, слышать, видеть и вертеть
В прокате Иркутска и области – блистательная спортивная драма «Гонка», основанная на реальных событиях из истории «Формулы-1».
«Гонка» (Rush) (16+). Режиссер: Рон Говард. США, Германия, Великобритания, 2013
В середине 1970-х, когда «Формула-1» переживала свои лучшие годы (всеобщее внимание было приковано к ней и потому, что на заездах того времени ежегодно погибало не менее двух гонщиков), будущий трехкратный чемпион мира Ники Лауда (Даниель Брюль) вступил в противостояние с единственным достойным его соперником – прожигателем жизни и беззаботным игроком со смертью Джеймсом Хантом (Крис Хемсворт). Эта борьба переросла чисто спортивный азарт и стала чем-то вроде смысла жизни для обоих гонщиков. Продолжалось соперничество недолго, но накал страстей там был таков, что и сегодня покойный Хант и здравствующий Лауда остаются одними из самых известных спортсменов прошлого века.
Кто не рискует, тот…
Американец Рон Говард всегда снимал кино, на которое живо реагировал самый широкий зритель, но которое нередко вызывало презрительную усмешку у более тонких ценителей. И если излишне душещипательную оскароносную драму «Игры разума» ценители еще могли режиссеру простить, то уж за его недавние безобразные экранизации романов Дэна Брауна вдумчивая аудитория, казалось, разобиделась на Говарда всерьез и надолго.
Но вот вышла говардская «Гонка» – фильм, способный потрафить уму, сердцу, вкусу и даже интеллекту любого смертного, имеющего глаза и все перечисленное. «Гонка» – именно такая картина, которая даже самого далекого от поднимаемой ею темы зрителя способна увлечь, взволновать, растрогать и растормошить. Словом, задеть за живое.
Секрет успеха этого красочного, динамичного и очень жизненного (речь не об основе на реальных событиях, а о том, как безукоризненно эти события здесь отображены) фильма слагается из нескольких составляющих; точнее – из нескольких крупных творческих личностей, приложивших к нему руку. Оно конечно, того же Криса Хемсворта не назовешь особо крупным деятелем (если только не иметь в виду его изрядный физический рост), но немец Даниель Брюль («Гудбай, Ленин!», «Бесславные ублюдки») – это уже реальная лицедейская величина. Впрочем, и австриец Лауда, и англичанин Хант изображены в «Гонке» безупречным образом: налицо как портретное сходство с оригиналами, так и точное воплощение их столь разнящихся характеров. И в того, и в другого веришь, как в настоящих, – оба исполнителя выложились на ять.
Джеймс Хант – пока что самая лучшая роль пригламуренного здоровяка Криса Хемсворта
Но актеры все-таки дело десятое (пусть даже иного кастинга в этом конкретном случае невозможно себе и представить). Головная часть любого жанрового фильма – это сценарий, от него уже пляшут все прочие: от режиссера до распоследнего светотехника. А сценарист здесь, слава богу, такой, что лучше опять-таки не придумаешь – британец Питер Морган, давно поднаторевший в написании крепких драм, основанных, как правило, на реальных исторических событиях. Не впервой Моргану обрабатывать и спортивную повесть из жизни: так, в 2009-м реализовался его великолепный сценарий «Проклятый Юнайтед» про английский футбол все тех же 70-х.
Наконец, оператором «Гонки» стал Энтони Дод Мэнтл, постоянный участник съемочных групп Ларса фон Триера и Дэнни Бойла. В случае автогоночного боевика оператор значит даже больше, чем режиссер, – и Мэнтл с его перфекционизмом и страстью к поиску неочевидных решений окончательно придал «Гонке» статус заведомого хита.
Так выглядел Ники Лауда (Даниель Брюль) после знаменитой аварии 1976 года
Сегодня, когда риск в «Формуле-1» минимизирован, а гонщицкая доблесть усилиями создателей бесконечного «Форсажа» оказалась невольно приниженной, «Гонка» Рона Говарда автоматически становится одним из самых героических, духоподъемных, визуально и морально впечатляющих фильмов за всю историю спортивного кино.