Задушевный разговор. Счастье – прижаться к ребёнку щекой
У открытых ворот дома на улице Лесной в поселке Тельма меня поджидала девушка, - мелькнула мысль, что это старшая дочь Елены Киреевой, с которой мы должны были встретиться: воображение рисовало образ почтенной матери семейства среднего или, скорее, пожилого возраста.
И лишь когда подошла ближе, поняла, что это она сама – мама пятерых детей, хозяйка одной из лучших усадеб Иркутской области: молодая, тоненькая, улыбчивая, но с очень взрослыми серьезными глазами. Дети – все пятеро – были дома, да и где им еще быть с утра в зимний воскресный день. В прихожей дома, а их в усадьбе два, - длинная полка с шарфами, шапками, варежками-перчатками, а на вешалках – курточки и пальто разных размеров, немножко похоже на небольшую школьную гардеробную.
Поговорить мы ушли во второй дом, который стоит в нескольких метрах напротив первого, Елена называет его «избушкой», признаться, эта избушка просторней и комфортней многих типовых городских квартир. Мы долго разговаривали, вернее, говорила в основном она, не дожидаясь каких-то вопросов, рассказывала о многом, не каждый будет так искренен и откровенен с посторонним человеком.
Лена родилась в Тельме, окончила здесь школу и почти сразу же вышла замуж тоже за тельминца – Николай старше ее всего на один год. Первой у них родилась дочь Татьяна, ей уже 14 лет. Спустя какое-то время одна за другой - еще две девочки, Анастасия и Полина. Потом мужу захотелось сына, и Лена мальчика хотела давно. Так шесть с лишним лет назад появился Пётр. Но с рождением Пети родилось и ничем не объяснимое беспокойство за его здоровье и жизнь – как бы чего не случилось с единственным сыном, и вот теперь у Пети есть дружок – младший брат Коля, Николай Николаевич, как и их отец. Все три дочери – школьницы, а мальчишки пока находятся дома, с мамой. Пётр – спокойный, но очень любит поговорить, а вот Коля долго не разговаривает, он сразу бьет, поэтому у пацанов пять минут войны, пять минут перемирия: если не посадить Колю к себе на колени и не почитать ему книжку, он начнет драку со старшим братом. Будущей осенью Петя пойдет в первый класс, и Лена уже заранее ощущает, как начинает рушиться привычный для нее мир, когда одного из двух сыновей, которые с момента рождения находятся с ней, придется отдать в «люди».
Детям Киреевых очень повезло, что их так много, - Елена считает, что одного-двух ребятишек она замучила бы своей гиперопекой, а окружить чрезмерной заботой всех пятерых, к счастью для них, не получается. И дочери, и сыновья совершенно разные и внешне, и по натуре, но все они для нее – самые лучшие, самые любимые. Хочется дать им то, что не получилось у нее самой, чтобы они, кроме школьных предметов, получили художественное или музыкальное образование, но самое важное – выросли нормальными людьми и были поддержкой друг для друга в будущей взрослой жизни. Мечтает для каждого из детей построить дом. Семья Киреевых - магическое число 7: семь отражений «меня» в близких людях.
Но если считать других обитателей дома или усадьбы, их намного больше: пес Бакс, кошка Груша, рыбки, курочки, лошадь Веснушка и пони Барби. Звериное «поголовье» постоянно увеличивается, - дети, возвращаясь из школы, приносят домой брошенных щенков, недавно подобрали трех котят-инвалидов, которым какая-то тварь отрубила часть задних лапок, двух бедолаг выходили, но им хочется играть, двигаться – они ведь тоже дети, и зажившие было лапы снова начинают кровоточить…
В мире много несправедливости и потерь. Первую утрату, когда неожиданно ушел из жизни любимый дедушка, Лена не может забыть долгие годы и, рассказывая об этом, смахивает навернувшиеся слезинки. Ей было 12 лет, 9 мая, в День Победы, вся семья поехала поздравить деда – ветерана войны. Он вышел им навстречу нарядный, с медалями и орденами, взглянул на них, упал и мгновенно умер… А потом ее покинул другой очень близкий человек – отец Виктор Сгибнев, - его знали в Тельме многие, ему было всего 48 лет… Был такой период в жизни, когда навалилась беда, никто не мог дать ответы на возникшие вопросы, и тогда Елена пошла в церковь – в тельминский храм в честь иконы Казанской Божьей Матери. Там она нашла понимание, стала учиться терпению, которого ей недоставало, смирять характер, который, возможно, являлся причиной конфликтов с родными ей людьми, и теперь считает себя глубоко верующим человеком. Она много за что себя не любит, делает ошибки, но стремится следовать заповеди «Сколько раз упал – столько поднимайся». У каждого своя дорога, у нее – такая.
Николай Киреев, муж Елены, - успешный бизнесмен, депутат Усольской районной Думы, времени и внимания на семью у него немного. Почти все заботы о детях и хозяйстве – на ее худеньких плечиках. То ли Бог, то ли родители не обделили ее сильным характером и разными творческими способностями, поэтому она справляется. Старается принять участие во всех конкурсах, которые проводит министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области: в 2012 году семья Киреевых завоевала первое место в конкурсе «Лучшая усадьба» среди 30 участников, - это стало для них настоящим чудом. Премию, врученную за победу, потратили на детей, - на ипподроме в Иркутске купили им молоденькую пони – Барби.
А осенью 2013-го оказались одними из победителей в подобном конкурсе среди многодетных семей области. Если бы у нее было немного больше времени, она бы танцевала, а еще – работала с деревом: дедушка был столяром, и Лена тоже полюбила этот материал, все полки для детских игрушек сделаны ею, фигуры животных на заборе – тоже, она умеет обращаться с электродрелью, электролобзиком, шлифовальной машинкой. Много идей и планов, для которых, вполне вероятно, наступит время. А сейчас главное для нее – это семья, ее дети.
Близится Новый год. Елена скрепя сердце признается, что церковь не рекомендует отмечать его, - у православных в это время пост. Но лишить детей праздника, который они так любят и ждут, совершенно невозможно. Они уже достают целые кули со всевозможными новогодними украшениями, и можно снова проводить конкурс на лучшую зимнюю усадьбу, Киреевы в нем наверняка будут не из последних.
На прощание спросила Елену, счастлива ли она.
- Прочитала в одной православной книге, что счастье – это соучастие, помощь кому-либо, сопричастность чужому горю. Если бы у меня не было своих детей, я бы все равно не осталась одна, возможно, стала бы работать нянечкой в детском доме, чтобы отогреть немного этих малышей, прислониться щекой к ребенку, пускай и не родному. Я всегда буду счастлива, потому что я - среди людей.