В Усолье «всё в шоколаде»
Проект по производству солнечного кремния в Усолье сдулся. Над городом сгустились тучи, обещающие не только пустой бюджетный карман, но и сотни новых безработных, что грозит социальной напряженностью.
Чтобы хоть как-то успокоить население, предотвратить массовую безработицу в городе, которая, несомненно, повлечет за собой рост преступности, пьянства, наркомании, губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко принял решение о создании рабочей группы. Туда вошли министры различных ведомств, заместители губернатора, а также мэр Усолья Любовь Лис и глава городской администрации Александр Рожаловский.
Первые совещания комиссия начала еще в конце прошлого года, а 29 января решила наведаться в Усолье. Идея поездки была очень хорошая. Чиновники намеревались встретиться с горожанами, узнать их мнение о том, что случится, когда закроются предприятия, а заодно побывать на промышленной площадке Химпрома и выяснить, куда можно трудоустроить людей, высвобождающихся с предприятий.
Все началось со встречи с населением в администрации города. На одном из столов для приглашенных долго красовалась табличка с именем генерального директора Усольехимпрома и Усолье-Сибирского Силикона Валерия Ростокина, именно его-то и хотели услышать усольчане. Однако Валерий Анатольевич решил не показываться на глаза горожанам, - вероятно, в это самое время старательно готовился к приему гостей из области, продумывая маршрут и определяя, кого стоит пускать на завод, а кого нет. А встреча больше напоминала шоу, где председатель рабочей группы - заместитель губернатора Иван Хоменко - взахлеб рассказывал, как губернатор беспокоится об Усолье и требует отследить судьбу каждого сокращенного чуть ли не поименно. Здесь же звучали пламенные речи о необходимости любить свою страну, сплотиться и не паниковать. Словом, все как всегда, - говорильня и ничего конкретного.
Главное намечалось впереди, то есть посещение промплощадки, где рабочая комиссия и должна была выяснить истинное положение дел. Узнать, сохранились ли на промышленной площадке опасные химические отходы и что из себя представляет консервация производства поликристаллического кремния. Относительно консервации четко и ясно высказал свое мнение бывший генеральный директор Силикона Георгий Петров:
- То, что сегодня происходит на предприятии, никакого отношения к консервации не имеет. Консервация производства - это сложный, длительный и затратный процесс, который требует составления проектной документации. Здесь ничего подобного не было. Просто остановили производственный процесс, очистили трубопроводы от рабочей среды и на этом успокоились.
Поехать на промышленную площадку Химпрома хотели многие, но, как оказалось, путь для большинства был заказан. Сразу отмели всех представителей СМИ, чтобы не болтали потом по области что попало. Депутатов городской Думы тоже пустили выборочно, даже председателя постоянной депутатской комиссии по промышленности, предпринимательству и экологии Александра Лаврентьева, «цепной пес» Ростокина, начальник службы безопасности, на территорию не пропустил. Не дали «добро» на проход и бывшему генеральному директору Усолье-Сибирского Силикона Георгию Петрову. Почему? Ответ очень прост. Господин Ростокин уже поднаторел в практике показывать гостям «потемкинские деревни», а грамотные, сведущие во всех делах люди могли ему все испортить.
Вопрос такой избирательности по поводу - кого пущать, а кого нет - вызвал резонанс у представителей законодательной власти города. Они долго возмущались на очередном заседании городской Думы, которое проходило на следующий день, 30 января. Предлагалось даже пригласить для объяснений Ростокина или начальника службы безопасности Килишкина, но ни тот, ни другой предстать пред светлые очи народных избранников не пожелали.
В итоге, повозив гостей из области по развалинам цехов карбидного производства, по пустым корпусам производства хлора и показав, что в остановленных цехах производства поликристаллического кремния оборудование пока не успели разворовать, Ростокин старательно пытался показать, что в Усолье «все в шоколаде», а разные обвинения - это наветы завистников. Однако областная комиссия своих выводов пока не сделала и намерена продолжить работу.