Кто и зачем пытается съесть аудитора Морохоеву?
Серьезный аппаратный скандал разгорается в правительстве Иркутской области.
В феврале 2014 года Контрольно-счетная палата Иркутской области под руководством опытного аудитора Ирины Морохоевой активизировала свою работу. Были преданы огласке результаты сразу нескольких аудиторских проверок по расходованию бюджетных денег различными структурами исполнительной власти региона. Итоги этих проверок, надо сказать, оказались предсказуемо безрадостными. Средства налогоплательщиков расходуются неэффективно, и, зачастую, и не по целевому назначению.
Так, довольно-таки жесткой критике в течении короткого времени подверглись: министерство промышленной политики и лесного комплекса Алексея Климова ; министерство здравоохранения Николая Корнилова , Институт развития образования Ивана Дмитриева и некоторые другие ведомства.
19 февраля в рамках седьмой сессии Заксобрания Прибайкалья Ирине Морохоевой прилетела "ответка". На КСП обрушился шквал упреков разной степени обоснованности. Один из высокопоставленных чиновников, в частности, заявил, что КСП должна "более корректно подавать информацию", и далее присовокупил: "Но есть вопрос: насколько, как вы считаете, совершенной ту систему оценки эффективности и в вашем понимании отвечает ли она сегодняшним требованиям времени? ...В этом случае, как у известного классика: с одной стороны – формально все правильно, а по сути – издевательство. Эффективность или неэффективность для обывателя, читающего пресс-релиз КСП, понимается так, что 42 из 46 миллионов рублей (программа поддержки НКО) потрачены не туда куда надо, либо украдены" (здесь и далее цитаты по РИА IrkutskMedia).
Сходную позицию озвучили многие депутаты Заксобрания. В частности коммунист Павел Сумароков отметил, что пресс-релизы КСП "не всегда объективны", а директор Иркутской энергосбытовой компании, депутат Сергей Бабкин предложил аудиторам "не гоняться с дубиной за мнимыми жуликами, а лучше направить силы и ресурсы на обучение специалистов".
В свою очередь председатель бюджетного комитета Наталья Дикусарова заявила:
— Действительно, люди понимают по-разному что такое "неэффективно". И поэтому нужно еще и критерии пересмотреть, что такое неэффективность.
Еще интересней дела развивались в кулуарах. В частности, пошли разговоры о том, что Ирина Морохоева является протеже незабвенного спикера Заксобра Людмилы Берлиной. Последняя, по некоторой информации, имеет далеко идущие планы по водворению пробивного аудитора чуть ли не в министерское кресло. По слухам, именно Людмила Михайловна сподвигла Ирину Петровну на публичную активность. Со всеми вытекающими.
Впрочем, у всех последних событий может быть совершенно иная подоплека. КСП - один из немногих действительно рабочих и эффективных органов иркутской государственной бюрократии. К тому же это орган контролирующий, иначе говоря, надзирающий за всеми прочими ветвями исполнительной власти. Понятно, что подобный строгий и неусыпный присмотр не может радовать чиновников, особенно тех, за кем действительно имеются грешки самого что ни на есть коррупционного свойства.
Вполне вероятно, что КСП работает действительно честно, и это нравится далеко не всем. В разное время аудиторы перешли дорогу многим деятелям иркутского истеблишмента, в том числе очень влиятельным и злопамятным. Поэтому нынешние публичные нападки на г-жу Морохоеву, можно расценивать, как акт подковерной аппаратной интриги с целью устранить опасного и не желающего договариваться "по хорошему" игрока.
Вопреки негласным правилам российской номенклатуры, КСП придала широкой огласке нелицеприятные итоги деятельности отдельных ведомств и министерств. Сухие цифры бьют больно и, конечно, некоторые товарищи воспринимают такое поведение, как вынос сора из избы. Не по понятиям.
В этом свете реальных выгодополучателей атаки на Ирину Морохоеву и КСП следует искать в среде "обиженных" членов иркутского политсерпентария - министров, высших чиновников и депутатов Заксобрания.