Усольские медики решились бунтовать
В Усолье-Сибирском сложилась скверная ситуация, - город может остаться без скорой медицинской помощи.
Четыре года назад на смену главному врачу Станции скорой помощи Ольге Моносыповой пришел новый руководитель - Андрей Сорокопуд, который до этого работал директором медицинского училища.
Один из инициаторов собрания коллектива, водитель скорой помощи Андрей Бурнашов, рассказывает, что новый главврач сразу дал понять коллективу, кто в доме хозяин. Привел новую команду управленцев, увеличил штат бухгалтерии, а для остальных работников ввел систему жесткой экономии. В результате этого заработная плата всех, от врачей и фельдшеров до санитарок и водителей, упала почти в два раза. Всем недовольным такой политикой Андрей Александрович предлагал писать заявления на увольнение. Многие именно так и поступили, и прежде всего молодые специалисты, которые, приехав на работу в Усолье, рассчитывали за квалифицированный нелегкий труд получать достойную заработную плату. Поэтому сейчас коллектив усольской Станции скорой помощи состоит в основном из людей пенсионного, предпенсионного возраста или тех, кто, несмотря ни на что, верен клятве Гиппократа.
Попытки работников «скорой» образумить зарвавшегося руководителя на уровне муниципалитета закончились ничем. В ответе-отписке, которую на жалобу коллектива прислала городская администрация в лице и.о. главы Николая Антонова, указывалось, что нарушений не обнаружено, и все делается по закону. Ничего не дало и обращение в приемную премьер-министра Российской Федерации Дмитрия Медведева. Оттуда, как и следовало ожидать, пришло распоряжение разобраться с этой ситуацией областной власти, область переслала его муниципалитету, и получился замкнутый круг.
Однако люди не собираются сдаваться. Очередное обращение, под которым подписались 88 человек, было направлено в министерство здравоохранения и инспекцию по труду Иркутской области. Работники сообщают, что не были ознакомлены с Коллективным договором в нарушение Трудового кодекса, а при начислении заработной платы постоянно возникают конфликты, потому что людям недоплачивают. В частности, только в сентябре 2013 года стимулирующая надбавка за качественные и эффективные показатели в работе водителям не превысила 50 процентов, и это при том, что многие работали гораздо больше расчетного времени. Тех же, кто осмеливался что-то потребовать, вообще лишили этой надбавки. Зарплата водителей скорой помощи составляет от 7500 до 12 тысяч рублей. Из-за этого «…постоянно происходит смена кадров, что отрицательно сказывается на техническом состоянии автомобильного транспорта, а также на своевременном и эффективном оказании медицинской помощи населению».
Как люди надеялись, что губернатор и областное правительство обратят на них внимание. Но, как это часто бывает, надежды не оправдались, и в правительство Иркутской области ушло второе обращение:
«… просим вас вторично разобраться с деятельностью администрации ССМП, городским здравоохранением, городской службой по труду и заработной плате, которые, по всей видимости, прикрывают и защищают деятельность администрации ССМП. При назначении нового главного врача сменился состав бухгалтерии... Их численность возросла, и после этого резко упала зарплата врачей, фельдшеров, санитарок и водителей. По штатному расписанию в каждой смене должно быть восемь санитарок. На самом же деле их всего три, причем одна постоянно находится на вахте. Что касается санитарок, на чью долю при мизерной зарплате выпадает постоянно отмывать носилки и машины от крови, то они просто не в состоянии ездить с бригадой. Поэтому работу санитара часто приходится выполнять водителю. Естественно, доплат за это никто не получает. Бывает, что вместо врача с водителем на вызов едет один фельдшер, что также недопустимо. Интересно, что в других городах области за нормальную работу водитель получает около 20 тысяч рублей, а фельдшер - 26-28 тысяч. На конец года администрацией Усольской ССМП была передана динамика изменения заработной платы сотрудников, в которой видно, что вышестоящие организации были введены в заблуждение».
Действительно, динамика изменений заработной платы, которую подал в область главный врач Андрей Сорокопуд, явно свидетельствует о том, что усольские врачи, фельдшеры и прочий персонал скорой помощи чуть ли не как сыр в масле катаются. Судя по ней, врач скорой помощи в 2011 году получал около 30 тысяч, в 2012-м его доход стал составлять уже 35 с половиной тысяч, а в 2013-м вырос до 40 с лишним тысяч рублей. Положительная динамика и по другим категориям работников: зарплата фельдшера возросла с 19,5 до 26 тысяч. Младший медицинский персонал также стал получать в два раза больше, то есть вместо семи тысяч в 2011 году почти 14,5 в 2013-м. У водителей, которые отнесены к строке «прочий персонал», судя по бумагам, за последнее время зарплата увеличилась с 12-ти почти до 18 тысяч.
На самом же деле получается совсем иная картина. Сегодня фельдшер скорой помощи, работая за себя и «за того парня», получает всего 19 тысяч рублей вместо заявленных 26-ти. Заработок врача ограничивается 22 тысячами, а зарплата водителей и санитарок, судя по расчетным листкам, едва превышает прожиточный минимум и равна 7500-12000 рублям. Для сравнения: по расчетному листку за октябрь 2013 года водитель скорой помощи города Шелехова получил на руки 17700,49 рубля, а водитель усольской скорой помощи - 8233,9 рубля. И это при том, что все водители «скорой», как находящиеся за рулем спецмашин, являются специалистами первого класса. Однако сам главный врач усольской Станции скорой помощи Андрей Сорокопуд в условиях такой жесткой экономии почему-то не стесняется класть в свой карман около 50 тысяч рублей ежемесячно, - опять же по официальным данным.
Сейчас в городе ежесуточно заступает на смену восемь бригад скорой помощи., На каждые десять тысяч жителей положена одна бригада, поэтому по правилам все верно. Однако если учесть, что одна из бригад медиков занимается исключительно кардиологическими больными, еще одна – детьми, а кроме того, чтобы доставить больных, машины скорой помощи нередко вынуждены отправляться в район или в область, понятно, что на город остается четыре-пять бригад. Вместо положенных ста вызовов на «скорой» в сутки обслуживают в полтора-два раза больше усольчан, нуждающихся в срочной медицинской помощи.
Вопрос, сколько времени сотрудники усольской Станции скорой помощи смогут терпеть этот беспредел, остается открытым, но если их никто не услышит, в городской «неотложке» останутся только господин Сорокопуд и его ставленники - работники бухгалтерии.
Видеосюжет предоставлен Андреем Бурнашовым.