Выборы в Думу Братска нелегитимны?
Затянувшийся политический кризис в Братске ставит под сомнение легитимность не только действующей власти, но и будущего состава городской Думы.
Напомним, 26 марта вступило в силу решение Иркутского областного суда, согласно которому Братская городская Дума 5-го созыва перестала существовать . Это событие не получило широкого освящения в региональных СМИ, однако на практике имеет самые серьезные политические и юридические последствия.
Напомним также, что 20 февраля в досрочную отставку по собственному желанию подал сити-менеджер Братска Елена Гольцварт. Существовало два законных способа назначать нового главу исполнительной власти в городе. На период до заключения контракта с сити-менеджером депутаты Думы Братска были вправе назначить врио главы администрации из числа заместителей Елены Гольцварт. По понятным причинам этого сделано не было, ведь Дума Братска де-факто утратила боеспособность еще в начале февраля. Существовал и другой вариант - согласно Уставу Братска, и.о. главы администрации мог назначить действующий сити-менеджер, то есть Елена Гольцварт. Однако г-жа Гольцварт ушла в отставку не оставим наследника.
Тем не менее, в конце февраля единоличным решением мэра Константина Климова и.о. главы администрации Братска была назначена Марина Зубакова. По состоянию на начало апреля формально именно она является первым лицом исполнительной власти северной столицы Прибайкалья.
Нюанс, однако, заключается в том, что законного обоснования для передачи полномочий в руки г-жи Зубаковой не имелось. Кандидатуру Марины Зубаковой не утверждала Дума Братска и не выдвинул действующий сити-менеджер. Иными словами - сегодня в Братске отсутствует легитимная исполнительная власть. Следовательно, все распоряжения и указы, под которыми стоит подпись Зубаковой, можно считать юридически ничтожными.
Кроме того, в свете описанного возникают серьезные основания полагать, что мэр Константин Климов значительно превысил свои полномочия, назначив и.о. главы администрации собственным указом. Фактически можно ставить вопрос об узурпации власти. Со всеми вытекающими.
Примечательно, что сомнительное со всех сторон назначение главы исполнительной власти второго по величине города Прибайкалья произошло более месяца назад, однако ни правовое управление Правительства, ни матерые юристы из Законодательного Собрания региона по этому поводу, что называется, даже не почесались. Скажем больше - областные правоведы вообще не комментируют ситуацию, словно воды в рот набрали. Молчит опытный законник, спикер ЗС Людмила Берлина; молчит "отец" областного Избиркома Виктор Игнатенко; молчит директор института законодательства и правовой информации имени Сперанского Алексей Петров.
Выходом из сложившегося затруднительного положения должны были стать выборы нового состава Думы Братска осенью 2014 года. Но и здесь есть вопросы. Дело в том, что братские выборы пройдут по смешанной системе: 13 депутатов будет избрано по партийным спискам, еще 12 - по одномандатным округам. Границы вновь созданных округов должны были утвердить еще вначале года... решением прежнего состава Думы Братска. Естественно, этого сделано не было. Председатель городской территориальной избирательной комиссии Елена Московских заявила, что границы округов будут утверждены Избиркомом в мае, тогда же начнется набор сотрудников в 12-ть окружных комиссий. Однако на фоне отсутствия в городе Думы и законной исполнительной власти действия по нарезке округов и формированию комиссий так же вызывают большие сомнения в части их легитимности.
К сожалению, все это подводит нас к мысли, что и новая Дума, выборы в которую пройдут при столь мутных обстоятельствах, будет не вполне законна. Полномочия будущих депутатов, таким образом, уже сейчас можно ставить под сомнение. Как итог - политический кризис в Братске обещает затянуться на неопределенный, но, безусловно, продолжительный срок.
Стоит напомнить - еще в конце 2013 года в областном Правительстве была создана специальная рабочая группа по урегулированию ситуации в Братске. С известным результатом.