Дума города Иркутска: заповедник бездельников и рвачей
Жену депутата спрашивают:
- Почему вы хотите развестись с мужем?
- Он только и делает, что стоит у кровати
и рассказывает, как мне будет хорошо.
Трудовая пятилетка Думы города Иркутска пятого созыва подходит к концу. И самое время оглянуться назад, чтобы сделать выводы. А выводы неутешительны.
Мало кто из иркутян вообще задумывается о том, что в городе есть Дума и депутаты. Потому что эти депутаты становятся хоть чуточку заметны только в один период - перед выборами. Вот тогда начинается повсеместная трескотня о благе народа, грандиозных планах по улучшению жизни в городе и, конечно, о себе, любимых.
Все обещания забываются на следующий день после завершения выборов. И на пять лет. И с каждым таким циклом доверие иркутян к избираемой власти - все ниже и ниже.
«Работать? Да вы что, я же депутат!»
Именно такую фразу как-то раз произнес один из «народных избранников» этого созыва в кулуарах малого «серого дома». Первичный половой признак депутата - клиническое нежелание что-либо делать, кроме разглагольствований о себе, любимом. Особенно этим недугом страдает спикер Думы Александр Ханхалаев, пользующийся заслуженной славой балагура и любителя анекдотов.
Любая возникающая городская проблема мгновенно тонет в обещаниях депутатов создать комиссию, подготовить предложения, решить и разобраться. Особенный ажиотаж слуг народа вызывает какая-то ситуация, привлекающая внимание журналистов, а особенно телевизионщиков. Ведь тогда можно покрасоваться перед телекамерами и сказать что-то глубокомысленное в духе поддержки генерального курса партии для цитирования в прессе. В этом случае депутаты бросают все дела и сломя голову мчатся на место событий. Нет-нет, не решать вопрос. Всего лишь рассказывать о себе.
Наглядным примером страстной любви депутатов к самолюбованию явилась прошлогодняя скандальная история с вырубкой деревьев на улице Карла Маркса, неподалеку от бывшего кинотеатра «Пионер». Напомним, братва Нины Чекотовой, не моргнув глазом, спилила восемь огромных тополей, которые мешали их подрывной деятельности. А ведомство Владимира Чубука нацелилось спилить до кучи еще и деревья во дворе жилого дома по Карла Маркса, 30. Когда местные жители подняли на ноги всех журналистов, на место событий тут же примчалась группа быстрого депутатского реагирования: Александр Ханхалаев, Жанна Есева, Юрий Корнев и Сергей Юдин. Они хором заверили жителей, что все вопросы будут решены, дали по паре интервью и... и все. Вопрос был забыт тут же и навсегда.
В своем гипертрофированном самомнении депутаты совершенно забывают главное: их избрал народ, делегировав им право на народное волеизъявление. То есть депутат, в силу избранности народом, просто обязан соблюдать интересы именно народа. А не интересы городской администрации, своего бизнеса, каких-то дружественных структур. Для своего избирателя депутат должен работать - день и ночь. Работать для народа, а не заниматься самопиаром.
Однако иркутским депутатам не до этого. У них свои дела, связи, отдых. Отдых приходится на два периода в году: лето (начиная с начала мая и до конца сентября) и новогодние праздники (обычно весь декабрь и январь). Причем отдыхать депутаты предпочитают отнюдь не в иркутском ЦПКиО или на горнолыжке в Байкальске, а в теплых странах. На скромные, так сказать, сбережения.
Развлекушки депутатов в декабре 2013 года даже вызвали серьезную дискуссию в иркутской блогосфере. Наблюдательные блогеры заметили, что на сайте городской думы на декабрь личный прием расписан только... у двух депутатов: Евгения Стекачева и спикера Александра Ханхалаева. Остальных депутатов как бы и не было: можно только предполагать, где они находились все предпраздничные дни. Впрочем, к гадалке ходить и не надо - достаточно позвонить любому помощнику депутата и услышать практически одинаковую фразу: «Владислав Леонидович (например) приедет с Патайи в конце января».
Слово и дело
Если наблюдать за ними через экран телевизора или официальные газеты, может показаться, что иркутские депутаты ведут весьма бурную деятельность по принятию решений. Особенно впечатляюще звучат различные заявления с экрана телевизора, в программах, щедро оплаченных за бюджетный счет. Само собой, пароксизм заявлений приходится на предвыборный период, однако и в обычные (не отпускные и не праздничные) дни депутаты активно сотрясают воздух.
Но при более пристальном взгляде обнаруживается странная вещь. Оказывается, самые важные, ключевые для города, вопросы рассматриваются в узком кругу и решаются одним-двумя депутатами. В тесном контакте с определенными лицами из числа городских чиновников.
За примерами далеко ходить не надо. Установка скульптуры бабра в 130-м квартале была осуществлена вопреки мнению культурной общественности и при полном неведении основной массы депутатов. Как говорят, это решение принял единолично и в одночасье тогдашний председатель Думы Андрей Лабыгин. Зачем Лабыгину понадобилось в такой спешке устанавливать многотонный монумент - неизвестно, зато известно, что безвозмездно этот народный избранник не очень любит даже пальцем шевелить.
Пассивность и однобокость деятельности основной массы депутатского корпуса объясняется простым русским выражением: рука руку моет. Да, кто-то из депутатов, в принципе, может уйти в оппозицию и проголосовать против антинародного или непопулярного решения. Но почти все депутаты Думы - серьезные бизнесмены, и завтра уже им может понадобиться принятие какого-то не вполне красивого, но очень выгодного законопроекта.
По сути, городская Дума пятого созыва - это группа людей, решающих свои, личные, коммерческие вопросы. При этом они считаются народными избранниками, сладко и сытно живут за счет наших налогов и очень любят, что называется, «присесть на уши». Исключений крайне мало: так, благодаря хлопотам депутата Ирины Ежовой город получил новенький перинатальный центр, благодаря депутату Владимиру Новожилову построен новый корпус Ивано-Матренинской больницы, благодаря депутату Владимиру Рыжкову существуют десятки иркутских газет и журналов, благодаря депутату Ольге Жаковой осуществляются какие-то попытки противодействия коррупции. И все, к сожалению. Не маловато ли для Думы из 33 депутатов?
Зато поговорить на отвлеченные темы для депутатов - хлебом не корми. К примеру, всю вторую половину 2013 года продолжалось бесплатное шоу по попыткам переименования сквера Кирова в площадь графа Сперанского. Ни один из депутатов так и не смог внятно объяснить, почему из всего десятка исторических названий им втемяшилось именно это имя. Но бурная деятельность по обсуждению совершенно малозначимого для города решения продолжается до сих пор. И это на фоне развала ЖКХ, транспортного коллапса, масштабных точечных застроек, сотен беспризорников и бомжей на улицах...
Цена вопросов
Как уже было сказано выше, мало кто из депутатов идет в Думу с благими намерениями служить народу. Основная цель депутата - лоббирование своих бизнес-интересов. Или, говоря по-русски, бабки.
Конечно, в городской Думе масштаб денежного потока помельче, чем в Заксобрании или, пуще того, в Госдуме. Но зато и попасть в гордуму гораздо проще, а, как известно, большой путь начинается с маленького шага. Хотя, бывает, на нем и заканчивается.
Взять хотя бы традиционную для Иркутска строительную «элиту» (очень не хочется произносить слово «мафия»). Одно дело, когда глава строительной компании бегает на задних лапках перед мэром, пытаясь скоробчить себе участок земли на льготных условиях, и совсем другое - когда он полноправный депутат Думы, а потому вполне может просто пролоббировать нужное ему решение через дружественных коллег.
Да и мэру такой депутат-строитель выгоден. Как говорится, «ты мне, я тебе». Надо же мэру пропиариться на строительстве детских садов и так называемого социального жилья? Депутат-строитель тут как тут. Первые этажи строящихся зданий, непопулярные в качестве жилых помещений, передаются под частные детские сады. Вернее, продаются. Депутату текут денежки в карман, причем без особых проблем (потому что операция прикрывается мэрией), мэру - десяток новых детсадов в год (и ерунда, что плата за такой детсад по силам лишь достаточно обеспеченным людям, а максимальное число детей в группе - 8-10), а городу... городу - почти что ничего. Так как сотня пристроенных в частные детсады детей - это ничто по сравнению с гигантской многолетней очередью.
Или другой депутат, который уже не очень любит светиться на телеэкранах. Потому что его работа и опасна, и трудна. У него свой бизнес - казино. Которые работают уже много лет вопреки всем законам. Которые вроде бы время от времени на время закрывает полиция. Которые в упор не видит мэр. Потому что депутат ему вроде как и неподконтролен - его же народ избрал. А народу - виднее, что ему, народу, нужно.
Или еще один депутат с погонялом «Ниндзя», выходец прямиком из братвы 90-х. Приоделся, причесался, отмыл бабки, организовал легальный и прибыльный бизнес. А при бизнесе - ресторанчик. Где очень удобно встречаться со своими коллегами по профессии. Депутат, уважаемый человек, мэру руку жмет. А мэр как будто и не знает, с кем ручкается, и не лежит у мэра в сейфе папочка с описанием всех криминальных похождений этого депутата.
Потому и рвутся в городскую Думу такие персонажи, что, получив депутатский мандат, они сразу становятся «приличными людьми», и им открывается широкий простор для бизнеса, махинаций, откатов, взяток. Некоторые, впрочем, даже не будучи бандитами в анамнезе, умудряются извлекать прибыль из самого факта своего депутатства. Один из прошлых (к счастью), председателей Думы сам факт своей подписи на любой бумажке ценил по таксе - от 15 до 30 тысяч рублей. А многие бумажки без этой подписи - никак. Неплохая прибавка к нескромной председательской зарплате.
Больше депутатов, хороших и разных?
К сожалению, рамки материала позволяют рассказать лишь о верхушке айсберга. Остальное покрыто завесой тайны. Пока.
Однако к предстоящим выборам в городскую Думу иркутяне должны узнать и понять, кого они избирают. И стоит ли оно того?