Иркутская история. 130 лет назад горный инженер Богданович исследовал участок Падун-Братск
В мае 1884 года горным инженером К.И.Богдановичем, работающим в составе среднесибирской горной партии, было изучено геологическое строение участка Падун - Братск.
Богданович также осмотрел 4 железорудных месторождения в окрестностях Братска и посетил Николаевский и Лучихинский заводы.
Запасы железной руды были найдены на реках Ангаре и Оке еще в начале XIX века. В 1844 году возле деревни Красный Яр в 5 км от Падунского порога обнаружено крупное месторождение железных руд.
Рост сельского хозяйства, развитие добычи золота и кустарного производства в Сибири требовало всё больше металла и металлических изделий. Большие запасы руды, относительная лёгкость её добычи, высокое содержание железа (от 40% до 62%), богатые запасы леса и судоходная Ангара определили место строительства завода в 28 километрах от села Братский Острог.
Николаевский завод начали строить в 1845 году на средства казны, уже в 1847 году завод выдал первый чугун. Руководил строительством казённого завода полковник корпуса Горных инженеров Иван Антонович Бароции де Эльс.
Завод был назван Николаевским потому что начал строиться во время майского праздника святителя Николая Чудотворца 9 мая (по старому стилю) 1845 года.
Окончание строительства завода относится к 1854 году. В октябре этого года он стал работать на полную мощность.
В первый год работы завода на рудниках было добыто 137570 пудов руды, выплавлено чугуна 38080 пудов, отлито чугунной посуды и других изделий 21688 пудов, выковано железа 4463 пуда, выделано железных инструментов вещей 986 пудов, вытомлено стали 209 пудов. Выделка железа производилась в основном кричным способом. Выделывалось ежегодно от 6 до 20 тысяч пудов. Изготавливалось по номенклатуре 107 изделий из железа и 73 - из чугуна.
Несмотря на то, что в продукции завода нуждалась вся Восточная Сибирь, он был признан убыточным для казны и продан в частные руки. В 1864 году Николаевский завод купил с торгов иркутский купец Николай Трапезников.
На заводе работало более 400 человек, из них 160 ссыльнокаторжных. Была открыта школа для рабочих с целью обучения грамоте и ремеслу. Огромные затраты не удешевили продукцию, владелец понёс убытки.
В 1870 году завод был продан за 100.000 рублей. Иркутский купец Н.П. Лаврентьев, владевший заводом в 1870-1872 годах ввёл режим экономии, уменьшил заработную плату квалифицированным рабочим с уральских заводов. При нём состоялась забастовка с требованиями улучшения условий труда.
В 1872 году Лаврентьев был вынужден принять к себе в компаньоны золотопромышленника М.Д. Бутина, а затем в 1874 году и вовсе передать ему завод. Торговый дом "Братья М.Д. и Н.Д. Бутины" владел заводом в 1874 - 1896 годах. Завод в эти годы стал крупнейшим в Восточной Сибири. Получаемая от завода прибыль составляла от 140 до 216 тысяч рублей в год. Завод снабжал железными изделиями золотые прииски, солеварные и винокуренные заводы, пароходства, изготовлял паровые котлы и паровые машины. На заводе строили пароходы, баржи и катера.
Торговый Дом прекратил своё существование в 1896 году.
После банкротства фирмы Бутиных владельцем завода стал известный российский промышленник Савва Мамонтов. Однако летом 1899 года Мамонтов не смог расплатиться с Международным банком и другими кредиторами. Он был арестован, заводы были закрыты и в течении 14 лет бездействовали, лишь изредка получая производственные заказы.
В 1904 году во время строительства Кругобайкальской железной дороги на Николаевском заводе изготовили мост, получивший название "Горбатый" (весом 639 тонн). В разобранном виде мост доставили в район бухты Берёзовой и установили там. Построенный мост стал настоящим памятником инженерного искусства.
В 1915 году завод купил купец Н.Шаскольский, а через год перепродал его "Товариществу Столль и К".
В 1923 году Новониколаевский завод обанкротился с долгом 160 тысяч рублей и перестал существовать. Его оборудование было вывезено на другие железоделательные заводы, а жители посёлка Николаевский Завод разъехались в другие города.
Завод исчез и время не оставило от него ничего, — лишь отдельные музейные предметы, да знак, установленный в 1990 году напоминает о его былом существовании. В настоящее время территория Николаевского завода затоплена Братским водохранилищем.