Политические метаморфозы Евгения Пискуна
Интервью с первым заместителем мэра Тайшетского района продолжалось более трёх часов. Евгений Пискун ответил на все присланные читателями вопросы. Мы поговорили о политике, об экономике, об общественном транспорте, налогах, детских садах и многом другом.
Вся жизнь Евгения Пискуна на протяжении 36 лет связана с Тайшетом и Тайшетским районом.Учился в школе №85. Заочно окончил Иркутский институт инженеров железнодорожного транспорта (ныне ИрГУПС). С тех пор вплоть до приглашения на работу в администрацию Тайшетского района в 2011 году трудился в транспортной отрасли.
Но жизнь могла сложиться и по-другому. Сразу после школы Пискун поступил на географический факультет Иркутского госуниверситета. Уже на втором курсе он понял, что преподаватель из него не получится, а гуманитарная наука - совсем не его стезя.
Женат, две дочери. 26 июля отпразднует 37-й День рождения.
- А у Вас не было ощущения того, что Вы не доросли до этой работы? Ведь одно дело - командовать в вагонном депо, и совершенно другое - неожиданно стать вторым человеком в районе, абсолютно не разбираясь при этом в структуре власти.
- Я действительно пришёл на эту должность неподготовленным. Опыта работы в управленческой сфере такого рода у меня не было. Некоторое время ушло на изучение структуры власти, законодательной базы. Было сложно и во многом непривычно.
Ведь железнодорожный мир, который за долгие годы успел стать родным, достаточно узок; он состоит из определенных структур и служб, где присутствует жёсткая иерархия подчинённости без всяких расслоений. В транспортной отрасли все решения воплощаются в жизнь гораздо быстрее и с соответствующим эффектом. Потому что на железной дороге - одна цель, к которой движется вся отрасль в целом. Кроме этого, присутствует и соответствующая исполнительская дисциплина. В целом - это отличная школа жизни и управления, которая помогает быстро адаптироваться в любой другой сфере.
Во власти всё совсем по-другому. Я раньше полагал, что если её представитель принимает какое-то решение и его озвучивает, значит оно должно исполняться всеми, кто хоть как-то причастен к процессу, кто компетентен в том или ином вопросе. На практике это, к сожалению, не так. Причины кроются в несовершенстве законодательной базы. Но не только. Органам местного самоуправления присуща некая разделённость, а вот подчинённости как таковой нет.
В этом контексте более приемлемым было бы понятие "партнёрство", но никак не "подчинённость". И если каждая сторона этих партнёрских отношений будет выполнять то, что ей положено, у нас всё будет получаться. Но часто чиновники начинают искать повод, чтобы ничего не делать, начинают открещиваться от выполнения своего прямого функционала. Потому и не живём так, как хотелось бы.
Причины, главным образом, кроются в несовершенстве законодательной базы, особенно административного права. Необходимо усилить ответственность чиновников всех уровней за результаты своей работы и за свои ошибки. Иногда они плохо влияют на результативность работы органов власти и приводят к нерешённости проблем простых людей.
На самом деле, у каждого уровня и ветви власти есть совершенно конкретные полномочия и обязанности. В первую очередь, они заключаются в том, чтобы представлять и отстаивать интересы народа.
Не стоит забывать о том, что и у жителей тоже есть свои обязанности. Очень часто люди, когда общаются с представителями власти, о них умышленно забывают и предпочитают говорить о своих правах.
Обязанности эти очевидны: каждый человек должен приносить пользу той стране, тому населённому пункту, в котором живёт. Он должен любить свою Родину и быть патриотом. Каждый обязан платить сборы и налоги. А у нас как происходит? Налоги платить никто не любит. Некоторые граждане твердят, что якобы нигде не работают, но чем-то они всё-таки промышляют и на что-то живут. А потом выдвигают к власти свои требования и жалуются, что всё у них плохо. Власть в ответ начинает оправдываться и, в свою очередь, тоже жаловаться: мол, денег у нас нет и возможностей нет, но зато есть желание. И такого рода диалог присутствует постоянно.
С моей точки зрения, это неправильно. Чтобы иметь моральное право спрашивать с власти, нужно сначала у себя спросить: а что я-то сделал для того, чтобы всё было хорошо?
- Люди всеми правдами и неправдами уходят от налогов, потому что уверены в том, что деньги точно не пойдут по назначению. Разве не так?
- Всегда, когда платишь деньги, есть сомнения, что они дойдут до адресата. В нашем случае, если они направляются в бюджет, значит дойдут до народа. Причём неважно, в казну какого уровня они попали: бюджетный кодекс здесь диктует свои правила.
Все виды налогов - транспортный, НДФЛ, на собственность, земельный и другие - разбиваются по своим направлениям. То есть транспортный налог уходит на содержание дорог и на транспортную инфраструктуру страны в целом. Налог с физлиц даёт власти возможность выполнять свои функциональные обязанности для того, чтобы людям было жить комфортнее. Не следует забывать об армии, здравоохранении, образовании, на функционирование которых тоже нужны средства.
Эти деньги позволяют участвовать в жизни людей с ограниченными возможностями и попавших в трудные жизненные ситуации...
Многих возмущает налог на прибыль: почему я должен кому-то что-то платить, если это я сам заработал?! А платить ты должен за то, что государство позволяет тебе зарабатывать!
- Отношение людей к власти укладывается в простую реплику: "Сидят там, штаны протирают, ничего не делают, ничего не знают, только зарплату получают".
- Это расхожее мнение, которое, как правило, не подкреплено никакими конкретными примерами. Кадровые проблемы во власти всех уровней и ветвей, конечно же, есть. Они не замалчиваются, над ними работают все чиновники, начиная с президента страны. Но результаты наступают не так быстро, как хотелось бы.
Вместе с тем чиновники – это те люди, которые вместе с вами ходили в тот же детский сад и школу, живут в соседней квартире или в доме, и отдыхаете вы на берегу одной реки. Они точно такие же, как и вы, других у нас нет.
- Евгений Александрович, у нас в подкорке мозга сидит нелюбовь к власти и понимание того, что мы априори находимся по разные стороны баррикад. Гораздо хуже, когда власть не может договориться с властью. Есть устойчивое ощущение того, что между районной администрацией и городской по отдельным направлениям есть моменты конфронтации.
- Да, вирус революций еще жив в наших людях. Многим до сих пор кажется, что полезно периодически ломать окружающий мир «до оснований», а потом на его обломках «строить новый». Отсюда необъяснимый негатив к любой власти и любым чиновникам. Не уверен, что с большой любовью к своей власти относятся жители других стран. Но там народу привита правовая культура и понимание, что без сильного государства народ может легко стать чьей-то добычей.
Наши люди не приучены принимать участие в формировании власти, потому что не ходят на выборы; не пользуются правом контролировать эту власть через общественные организации и своих депутатов. Таким людям проще встать по другую сторону «баррикад», как Вы говорите, и кричать оттуда оскорбления в адрес чиновников…
Что касается взаимоотношений городской и районной администраций, то никакой конфронтации нет и быть не может! А политизировать ситуацию присуще как раз самим органам власти. Но я не припомню ни одной проблемы, которую нам не удалось бы решить с городскими властями, а городским - с районной.
- И между районными ветвями власти - представительной [думой] и администрацией - тоже всё гладко?
- А Вы полагаете, что между администрацией и думой должна быть безмятежная идиллия? Федеральным законодательством чётко предписано, что в муниципалитетах должно быть две ветви власти. Причем, они должны уравновешивать друг друга, заниматься своим делом, а не подменять один другого. Чем быстрее мы это поймём, тем будет лучше для всех.
Кроме того, Вы вот говорите, что чиновники не устраивают народ по профессиональным и личным качествам. А депутатам в этом плане не требуется работа над собой?! В диалоге с представительным органом хотелось бы слышать объективные аргументы, достоверные цифры, взвешенные позиции, а не голые эмоции. Не всегда прав в споре тот, кто громче кричит…
- Политическая нестабильность, тем не менее, в Тайшетском районе чётко просматривается. В Половино-Черемхово развалилась дума, в Бирюсинске депутаты дружно отправили главу города в отставку, тот же сценарий пытались реализовать народные избранники в Венгерке.
- Называть это нестабильностью, кризисом или хотя бы конфликтом ошибочно. Это - непонимание своего назначения отдельными депутатами и главами администраций, о чём я говорил только что. Депутаты или муниципальные служащие, попав во власть, принимают на себя определённую ответственность. Но зачастую они об этом забывают.
Нужно меньше думать о себе, о своей репутации и рейтинге. А больше сил отдавать осмыслению того, для чего ты пришёл во власть, чаще вспоминать, что ты слуга народа. И не аккумулировать весь свой потенциал в размышления о том, что о тебе скажут или напишут.
В сельских населённых пунктах с этим сложно. Численность населения невысокая, представители власти живут, словно в аквариуме. О них всё известно и шило утаить в мешке не получается.
Источник информации, как правило, один. Это когда встречаются местные "активисты" у колодца и заводят разговоры о высоком. Самой достоверной считается информация, которую, как я уже сказал, довёл тот, у кого голос громче.
Если ветви и уровни власти не могут найти взаимопонимания, это напрямую сказывается на жизни людей. Они должны вместе работать на один результат, а не выносить за пределы аудитории свой конфликты.
Необходимо искать компромисс, придерживаться намеченных планов, брать на себя обязательства и выполнять их. Не злоупотреблять возможностями, которыми они обладают, и не манипулировать сознанием людей. Внести раздор легко. Но если ты собрался это сделать, - бери на себя ответственность.
Главное, чтобы была стабильность. Если есть стабильность, будет и развитие.
- Евгений Александрович, Вы сейчас фактически процитировали слоган, с которым "Единая Россия" однажды шла на выборы [в оригинальном звучании - "Будет стабильность. Будет развитие"] . Вы беспартийный. Это не мешает?
- Я могу запросто цитировать разных политиков, политологов, журналистов. На кого-то из них ориентируюсь, а с кем-то мнение в корне расходится. По натуре своей, по воспитанию я привык работать на результат. Готов сотрудничать со всеми политическим силами, которые есть на нашей территории.
Но только при условии, если эта работа направлена на достижение общей цели, если это вписывается в ту модель, которая определена местными, региональными или федеральными органами власти. Не вижу ничего предосудительного в том, чтобы подключать любые доступные ресурсы, в том числе и партийные.
На муниципальном уровне политика - не главное, здесь главное – экономика и администрирование по решению проблем территории.
А конкретных симпатий к той или иной партии высказывать не буду. И кого-то лоббировать смысла не вижу.