Великая война. 2 августа 2014 года
2 августа 1914 года император Николай II официально объявил об объявлении войны с Австро-Венгрией.
К трем часам дня в воскресенье офицеры гвардии Петербургского военного округа и высшие сановники империи были созваны в Зимний дворец на торжественный молебен и акт объявления войны Германии. Приказано явиться в походной форме, государственным деятелям — в парадных мундирах.
С балкона Зимнего дворца в Санкт-Петербурге император зачитал текст Высочайшего манифеста. К этому моменту на Дворцовой площади собралось огромное количество народу - преимущественно культурные горожане, монархисты, военные, полицейские, студенты.
Высочайший манифест от 20 июля (2 августа) 1914 г. об объявлении состояния войны России с Австро-Венгрией
Божиею милостию Мы, Николай Второй, Император и Самодержец Всероссийский, Царь Польский, Великий Князь Финляндский и прочая, и прочая, и прочая.
Объявляем всем верным Нашим подданным:
Следуя историческим своим заветам, Россия, единая по вере и крови с славянскими народами, никогда не взирала на их судьбу безучастно. С полным единодушием и особою силою пробудились братские чувства русского народа к славянам в последние дни, когда Австро-Венгрия предъявила Сербии заведомо неприемлемые для державного государства требования.
Презрев уступчивый и миролюбивый ответ Сербского правительства, отвергнув доброжелательное посредничество России, Австрия поспешно перешла в вооруженное нападение, открыв бомбардировку беззащитного Белграда.
Вынужденные в силу создавшихся условий принять необходимые меры предосторожности, Мы повелели привести армию и флот на военное положение, но, дорожа кровью и достоянием Наших подданных, прилагали все усилия к мирному исходу начавшихся переговоров.
Среди дружественных сношений союзная Австрии Германия, вопреки Нашим надеждам на вековое доброе соседство и не внемля заверению Нашему, что принятые меры отнюдь не имеют враждебных ей целей, стала домогаться немедленной их отмены и, встретив отказ в этом требовании, внезапно объявила России войну.
Ныне предстоит уже не заступаться только за несправедливо обиженную родственную Нам страну, но оградить честь, достоинство, целость России и положение ея среди Великих держав. Мы непоколебимо верим, что на защиту Русской Земли дружно и самоотверженно встанут все верные Наши подданные.
В грозный час испытания да будут забыты внутренние распри. Да укрепится еще теснее единение Царя с Его народом и да отразит Россия, поднявшаяся, как один человек, дерзкий натиск врага.
С глубокою верою в правоту Нашего дела и смиренным упованием на Всемогущий Промысел, Мы молитвенно призываем на Святую Русь и доблестные войска Наши Божие благословение.
Дан в Санкт-Петер6урге, в двадцатый день июля, в лето от Рождества Христова тысяча девятьсот четырнадцатое, Царствования же Нашего в двадцатое.
На подлинном Собственною Его Императорского Величества рукою подписано:
«Николай»
Отметим, что Австро-Венгрия официально объявила войну России лишь спустя четыре дня - 6 августа.
По свидетельству современников, Николай II был в подавленном состоянии, так как по характеру был человеком не воинственным, а сугубо семейным. Масла в огонь подлила телеграмма от Григория Распутина, полученная им утром 2 августа:
"Крови-то! Крови! Останови! Григорий"
После прочтения манифеста народ в Петербурге не расходился до вечера, а многие - и до утра следующего дня. И военные, и обыватели, и правительство страны были уверены в скорой победе. Объективно Антанта располагала гораздо большими силами, чем союз Германии и Австро-Венгрии.
Между тем на фронтах Первой мировой уже завязались первые бои.
Германия завершила оккупацию графства Люксембург. Правительству формально нейтральной Бельгии был предъявлен ультиматум с требованием пропустить германские войска к границам Франции. В тот же день Германия официально объявила войну Франции.
Италия, формально входившая в Тройственный союз, пока еще неофициально заявила о своем нейтралитете. Нейтралитет Италии не отразился на планах Германии: вероятно, Вильгельм II был уверен, что сумеет убедить осторожного политика Виктора Эммануила III все-таки вступить в войну.
Уже 2 августа российские войска вторглись в Восточную Пруссию. К этому моменту Восточная Пруссия была самостоятельной провинцией Германской империи, фактически отрезанной по суше от основной части страны. Русским войскам противостояла 8-я немецкая армия под командованием генерал-полковника Макса фон Приттвица.
По всей России разворачивалась массовая мобилизация. Основным оружием русской армии стали винтовка Мосина образца 1891 года калибра 7,62 мм (так называемая "трехлинейка"), револьвер Нагана калибра 7,62 мм и пулемет Максима калибра 7,62 мм. Широко применялось холодное оружие - штыки, шашки, сабли, палаши, бебуты, пики.