Дума Иркутска 2014. Когда бабло не побеждает зло
БАБР подводит непарадные итоги выборов депутатов Думы Иркутска шестого созыва. И не только их.
— Отсутствующая легитимность депутатов
Про катастрофически низкую явку уже написано немало, в том числе и нашим порталом . Примеры наглядны, достаточно разобрать любой округ Иркутска. Из наиболее вопиющего - Глазково, 29 округ. Мандат во второй раз подряд получает резидент ОАО «РЖД» Дмитрий Жарий. При этом в немаленьком районе зарегистрировано почти 13 тысяч избирателей, из которых за Жария проголосовали 543 человека. Это чуть более 4% от всех имеющих голос граждан. Иной пост в Фейсбуке набирает за час больше лайков. В остальных округах сходная картина - реальная поддержка депутатов колеблется от тех самых 4 до 7-10% списочного состава избирателей. Кого могут представлять такие депутаты? Естественно, только себя любимых.
Очень печально, но у иркутян фактически не будет представительства, Думы. Орган, который был сформирован 14 сентября, являет собой своеобразный аналог профессиональной кружка по интересам, гильдии. Такой же, как РСПП, или, скажем, Союз строителей Иркутской области.
Надо понимать ситуацию правильно - в самом факте такого образования нет ничего плохого. Это нормально, когда люди со схожими проблемами и жизненными интересами собираются вместе, чтобы разруливать корпоративные конфликты и держать систему в равновесии . Скажем больше - гильдия это вообще самый цивилизованный и адекватный способ ведения бизнеса, застрагивающего разные группы людей. Подобные союзы и общины существовали всегда и во все времена - от итальянских городов Эпохи Возрождения до современных лоббистских организаций.
Всю Думу можно разделить на три группы: сотрудники номенклатуры, они же врачи, бюджетники (Владимир Новожилов, Жанна Есева, Гайдар Гайдаров); эмиссары корпораций (Сергей Говорухин, Алексей Боровиков; Владимир Потапов); строители, бизнесмены, торговцы (Виктор Ильичев, Григорий Резников, Иван Гущин). Это трезвое отражение городской действительности. Спросим себя - кто имеет реальные деньги, влияние и власть в Иркутске? Ответ: чиновники, корпорации и торговцы.
В отличии от Законодательного Собрание, являющегося при всех нюансах органом скорее политическим, городская Дума - исключительно «хозяйствующий субъект». Избранные депутаты максимально далеки от идеологических и политических вопросов. Можно сказать, что они вообще вне политики. 99% депутатов идут в гордуму, чтобы решать вполне конкретные, повседневные задачи собственных бизнеса/больницы/корпорации. Это люди сугубо прагматичны, они запросто и дружно будут голосовать за любые законы, спущенные сверху, будь то маразматический запрет на пропаганду гомосексуализма или бредовый запрет курения везде и всюду, но когда дело дойдет до вопроса о выделении участка под застройку нового микрорайона или торгового центра - тут ребята выпрыгнут из штанов, лишь бы все поделили в пользу их фирм и предприятий.
Как и было сказано, это прагматичный, если угодно, шкурный подход. Потому что городскому депутату плевать на абстрактных гомосеков и не работающий закон о курении. Но ему не плевать на тендеры и земельные аукционы, непосредственно влияющие на собственное благосостояние. Это нормально. Для профессиональной гильдии.
Дума Иркутска - группа людей, имеющих власть и деньги. Это гильдия купцов и патрициев. Но можно ли считать такую гильдию органом народного представительства, институтом городского самоуправления? Разумеется, нет. Гильдия существует с единственной целью представлять интересы людей, входящих в нее. И никак иначе.
— Грязные политтехнологии
Дерби 2014 года получилось очень грязным и скандальным. Не в пример выборам Заксобрания в 2013 году и уж тем более парламентской камлании 2009 года, когда избирали прошлый состав Думы.
На фоне окончательно оформившейся кончины российской партийной системы развернулось весьма нелицеприятное зрелище: партийцы открыто торговали флагами, кандидаты метались от «медведей» к эсерам, от эсеров в самовыдвиженцы и назад, к «медведям». Ну чисто базарный день на Шанхайке: «Продаю место в списке, дорого!»
На этих выборах не было оппозиции. Совсем. Члены гильдии воевали с другими членами гильдии - так сказать, из параллельного клана.
Разумеется, в таких условиях электорат рассматривался, как ресурс, с помощью которого достигаются поставленные цели. Цель в данном случае - стать депутатом и получить лоббистские рычаги. Для постройки нового магазина российский бизнесмен покупает пеноблоки и дешевую рабсилу. Для получения мандата российский кандидат покупает голоса. Циничная логика.
Заметим, в масштабе области/страны покупать электорат - недостаточная мера. Нужны связи, членство в правильной партии, какой-никакой политический опыт. Но в муниципалитетах все куда банальней и проще. Было бы желание.
И желание возникло у многих, порой, совсем уже гротескных персонажей «бэк ту девяностые», вроде совладельца «Карамели» Михаила Титова, хозяина сети «SPAR» и «ОКей» Дмитрия Маценко, директора МУП «Агора» Василия Истомина и других. Благодаря прискорбно низкому качеству человеческого материала этих, с позволения сказать, кандидатов, иркутские выборы прогремели на всю страну , впервые за долгое время. И прогремели в самом негативном контексте. Городу опять есть чем гордиться.
На уровне округов главенствующей черной технологией стало досрочное голосование. Просто констатируем: по досрочке в Иркутске проголосовало более 12 тысяч человек, 15% от итоговой явки (!). Цифры по некоторым территориям шокируют. Во втором округе (Матвийчук-Жакова-Долгих) досрочка составила 600 человек или 18% от числа пришедших на участки; в четвертом округе (Евгений Савченко-Елена Черкасова) около 400 человек или 13% от реальной явки; в шестом округе (Григорий Резников-Дмитрий Красноштанов) примерно 1 000 голосов или 28% от явки; в девятом округе (Сергей Говорухин-Леонид Усов) аналогичные цифры; в 21 округе (Юрий Коренев-Василий Истомин) 900 человек или 23% от реальной явки. И так далее.
Самый хрестоматийный пример - 17 округ, где насмерть сошлись два достойных друг друга «политика» - Дмитрий Лебедев, более известный, как «чиновник на Бентли» и Владислав Сверлов, представляющий интересы торговой империи «Фортуна». При явке в 25,8% или 3 297 человек из 12 936 зарегистрированных, досрочка в округе составила, внимание, 49,8% от реальной явки. 1 644 голосов. Без комментариев.
— Административный ресурс
Кроме того, городская гильдия нового созыва «избиралась» под сильным влиянием следующего звена пищевой цепи, т.е. областной власти. И если на отдельных городских территориях, в округах вопрос мандата решался досрочкой , вливанием бабла, мобилизацией зависимого электората и другими понятными способами низовой борьбы, то Думу в целом, как орган власти, безусловно формировал админресурс.
По сравнению с прошлогодними выборам в Заксобрание все стало только гаже. Потенциально опасных и неудобных кандидатов запугивали, снимали и зачищали всеми доступными способами. Это касается не только Иркутска, но и выборов мэра Ангарского района, где под совершенно надуманным предлогом был удален один из самых сильных кандидатов, бизнесмен Дмитрий Чернышов. Другой пример - недавние выборы мэра Шелеховского района. Там единственного независимого претендента, адвоката Владимира Алексеева показательно выпнули по суду. Видимо, чтобы другие не рыпались.
В иркутской кампании админресурс работал на полную. Сложность и путанность российского законодательства таковы, что снять с выборов можно практически любого. Был бы человек, а статья найдется. Уже на предварительном этапе Избирком «забрил» более сотни кандидатов, многие из которых собирались реально побороться. Количество отказов в регистрации по формальным основаниям достигло неприличных размеров. Можно по-разному относится к бывшему главе областного Избиркома г-ну Игнатенко, но правы те, кто указывает, что при Викторе Васильевиче такого безобразия не было.
С худшей стороны зарекомендовали себя и суды. Ни раздумий, ни сожалений, ни терзаний. Кандидатов снимали «по указке» с такой скоростью, что политологи и наблюдатели зачастую просто не успевали фиксировать фамилии вновь выбывших. Особенно показательна история с массовым снятием кандидатов от «Справедливой России». Конечно, иркутские эсеры сами напросились на «ответку», взяв под крыло неуемную клику строительного магната Алексея Красноштанова, чьи амбиции и наглость сравнимы разве что с его же политической безграмотностью. Но факт остается фактом - суды, переключенные в картельный режим, зачистили многих сильных кандидатов от «СР»: Александра Ерохина в третьем округе, Евгения Молчанова в пятом округе, Илью Кручинина в 25 округе и некоторых других. Позорные дни иркутской Фемиды.
Итого?
Задача минимум выполнена - «Единая Россия» получила уверенное большинство, 27 мандатов. В Думе отсутствует даже намек на диссидентство и подрывные настроения. Но послевкусие эти выборы оставили самое мерзкое. Бегом мыть руки.
Минутка истории: