Никакого зеленого щелока не было и не могло быть
Конкурсный управляющий БЦБК Александр Иванов делится, как обстоят дела на комбинате на данный момент.
Напомним, в конце сентября Иркутский областной суд отклонил три апелляционные жалобы БЦБК на решения Слюдянского районного суда, принятые в сентябре по искам природоохранной прокуратуры.
«В результате принятых решений по исковым заявлениям, суд обязал БЦБК за собственный счет, произвести очистку карты №14 принадлежащей БЦБК (Бабхинский полигон шламонакопителей) от зеленого щелока и не использовать для производственных нужд и иных нужд содержимое карты до полной ликвидации ее загрязнения зеленым щелоком. Во-вторых, обеспечить соблюдение нормативов содержания загрязняющих веществ в сточных водах, путем возобновления их биологической очистки активным илом. В настоящее время сточные воды из золошламоотстойников сбрасываются в озеро Байкал в неочищенном виде.
А также не осуществлять какие-либо действия, связанные с ликвидацией и демонтажем опасных производственных объектов до внесения изменений в проектную документацию и заключения экспертиз промышленной безопасности. В настоящее время межрайонной прокуратурой осуществляется надзор за устранением нарушений в рамках исполнительного производства», – говорится на сайте прокуратуры.
Однако конкурсный управляющий БЦБК отвергает все обвинения в сторону предприятия и заявляет, что все сказанное природоохранным прокурором Алексеем Калининым «тенденциозно и надуманно». Газета «Байкальская Сибирь» опубликовала официальный комментарий Александра Иванова по поводу происходящих событий.
Никакого зеленого щелока не было и не могло быть, твердо заявляет Иванов в интервью журналистам. «На момент остановки предприятия ни зеленого, ни белого щелока на комбинате уже не было, только черный щелок после варки последней партии целлюлозы, который до сих пор хранится в накопителе для будущей подкормки активного ила (небольшая часть использовалась этим летом), когда очистные сооружения будут использоваться в интересах выполнения ФЦП в процессе очистки стоков при рекультивации накопленных отходов».
Звучит вполне правдоподобно. Однако, откуда тогда взялись обвинения прокуратуры о повышенном содержании щелока на Бабхинском полигоне шламонакопителей? Обвинение было выставлено БЦБК еще в апреле 2014 года, после обысков прокуратуры на предприятии, а оправдания Иванова появились только теперь, спустя почти полгода.
Тем временем, Александр Иванов приводит заключение Центра лабораторного анализа и технических измерений по Сибирскому федеральному округу (ЦЛАТИ по ФСО) Росприроднадзора РФ: «Данные аналитического контроля, проведенного экспертной организацией – филиалом ЦЛАТИ по Восточно-Сибирскому региону – в ходе внеплановой выездной проверки департаментом в отношении ОАО БЦБК и указанные в протоколе химического анализа сточных вод от 24.05.2014г. № 24, НЕ ПОЗВОЛЯЮТ сделать вывод о наличии зеленого щелока в картах № 4,11,14 Шламонакопителей Бабхинского полигона ОАО БЦБК в период проведения вышеуказанной проверки».
Занятная получается ситуация. Ведь в ходе обысковых мероприятий были взяты пробы воды, которые показали наличие зеленого щелока в воде карты №14, по информации прокуратуры. По результатам анализа проб, уровень кислотно-щелочного баланса воды здесь очень высокий и угрожает причинению существенного вреда здоровью человека и окружающей среде. Получается, что кто-то умышленно говорит неправду – либо прокуратура, либо представители БЦБК.
По поводу ситуации с обвалом крыши, говорит Александр Иванов, в Байкальске вообще все смеются. По словам управляющего комбината, обвал произошел вовсе не из-за незаконного распила оборудования.
«Все на БЦБК знают, что еще в 2010 году Ростехнадзор выдал предписание заменить перекрытия над сушильным и варочным цехом в связи с их аварийным состоянием. Мы на БЦБК в 2011-2012 годах силами специализированных подрядных организаций без остановки производственного процесса производили замену перекрытия этих цехов. Заменили больше половины площади перекрытия сушильного цеха, но когда было принято решение о закрытии комбината, эту работу остановили. <…>Обрушение произошло не из-за притянутого прокурором за уши «демонтажа», а вследствие того, что при действующем предприятии цеха обогревались технологическим теплом от оборудования в ходе производственного процесса, и снег на крыше таял и стекал по водоотводам, а зимой 2013-2014г. цеха не обогревались, и снег на крышах не таял, к весне накопился огромный слой снега и обвалились несколько плит перекрытия над вторым потоком».
Опять же, обыски прокуратуры показывали, что часть оборудования была демонтирована и спилена и, скорее всего, распродана на металлолом. Следователи СКР допрашивали работников БЦБК, устанавливая все обстоятельства преступления. Откуда сейчас вырисовывается новая история – непонятно.
Наконец, Александр Иванов уверяет, что никаких промышленных стоков на БЦБК нет. Хозяйственно-бытовые стоки поступают на очистные сооружения Байкальска. Сейчас питать и обогревать ил нечем, и зимой он замерзнет, а активизируется только весной. Иванов считает, что прокурор намеренно придирается, несмотря на то, что БЦБК соблюдал и продолжает соблюдать все нормы.
«Пользуясь случаем, могу довести до сведения природоохранного прокурора Калинина А.М., что на БЦБК опять проведены мероприятия по консервации очистных сооружений, сокращен персонал, активный ил складирован в один аэротенк, компрессор, подающий воздух в аэротенки, выключен, подкормка ила прекращена. И так будет до весны. У него есть шанс опять завести дело, провести очередную “внеочередную” проверку в декабре-январе-феврале-марте, провести экспертизу, подать иск и требовать “оживить” активный ил».
Естественно, Александр Иванов считает вынесенные решения не правовыми и вынесенными с процессуальными нарушениями. «Поэтому мы подадим кассационные жалобы на все три решения Слюдянского суда», - в заключение добавляет управляющий БЦБК.
Стало быть, в скором времени комбинат снова ждут нескончаемые судебные тяжбы.