Задушевный разговор. Любовь и лебеди
Кроме лебедей, живут в этом доме фазаны и павлины, курочки – обыкновенные и породистые декоративные и, конечно же, голуби, из не пернатых – две собаки.
Диковинные для нашей местности птицы появились у семьи Марковых лет десять-одиннадцать назад. Об этом Александр мечтал с детства, удалось воплотить мечту лишь теперь, в зрелом возрасте, когда построил свой дом. Но еще задолго до этого, пожалуй, он знал о птицах все из огромного количества прочитанных книг, справочной литературы, а сейчас, когда позволяет время, читает статьи на компьютере и общается с людьми, увлеченными тем же занятием.
Так вот, лет десять-одиннадцать назад Александр Марков узнал, что в передвижном зоопарке, приехавшем в Усолье, есть павлины, и обратился туда с необычной просьбой – попросил несколько только что снесенных самочкой павлина яиц. Видно, отказать ему было совершенно невозможно - таким горячим желанием он обладал, и директор зоопарка выдал ему три яйца, которые он поместил в инкубатор. Затеянная кампания вот-вот должна была увенчаться успехом – совсем скоро, в отмеренный природой срок, на свет из скорлупы собирались проклюнуться птенчики. Но из-за нелепой случайности птенцы погибли: в том районе, где живут Марковы, отключили электроэнергию, и инкубатор, где поддерживается определенная температура, стал остывать. Александр пытался их спасти – повез инкубатор с драгоценным своим грузом туда, где был свет, и два птенчика смогли вылупиться, но выжить сил у них уже не хватило. Он был очень огорчен и горевал над погибшими птенцами так, словно это были дети. Затею развести павлинов все-таки не оставил; на другой год директор зоопарка подарил Александру уже 16 яиц с условием, что одну пару подросших павлинов он отдаст зоопарку в их следующий приезд. На этот раз все получилось – к его безмерному восторгу, вывелись и окрепли 11 павлинчиков.
Разве может человек, одержимый какой-то идеей, вдруг остановиться и сказать: «Ну вот, я достиг того, чего хотел, больше мне ничего не надо»? Может, но значит, не настолько сильно это его занимало. А герой нашей публикации увлекся не на шутку. Вслед за павлинами у него появились фазаны. Самцы фазанов имеют необычайно яркое оперение, а самочки, точно так же, как и самки павлинов, – серо-коричневые ничем не выдающиеся птахи, - не совсем так, как у людей. Фазаны необыкновенно красиво поют по утрам весной и летом, даже соседи выходят во двор послушать их райское пение. Шелковые китайские куры, которые живут рядом с рядовыми белореченскими несушками, и в самом деле гладкие, как шелк: у самца – борода и баки, на голове – хохол, у самки – помпончик; в отличие от обычных куриц, у них на ногах по пять пальцев. Интересно, что от парочки белоснежных шелковых кур вылупились шелковые цыплята кардинально черного цвета.
Цыплята шелковых кур.
Самец фазана.
Потом настал черед лебедей. Сначала была приобретена пара белых лебедей-шипунов. Это очень красивые крупные птицы, они дружны между собой, но к людям относятся настороженно, недовольство выражают шипением. Зная, что белые и черные лебеди недолюбливают друг друга, Александр все же решился и выписал черных. Доставить красавцев в Иркутск не так просто, для этого им заранее приобретали билеты на самолет, в пункте вылета и прилета они проходили фитосанитарный контроль. Опасения оправдались: белый самец обижал черную самочку, черный – белую, но сейчас немного привыкли и сосуществуют рядом без особой вражды.
Держать таких питомцев – удовольствие не из самых дешевых, малообеспеченным гражданам не стоит и пытаться. Птицы, как и люди, иногда болеют, а ветеринарные услуги бесплатно не оказывают. Постоянно нужны не только пшеница и комбикорм, но и свежие фрукты, овощи, зелень. Специально для них Марковы несколько раз за летний сезон сеют салат, зимой его приходится покупать на рынке коробками. Весной, едва только начинает пробиваться первая зелень, лебедей выпускают из стайки во двор и огород, чтобы они пощипали травку, и частенько случается конфуз: южные птицы после долгой зимы испытывают стресс и вместе с первой зеленью съедают начинающие отрастать побеги цветов-многолетников. Любовь Маркова, хозяйка усадьбы, не представляет своей жизни без цветов - летом и ранней осенью участок буквально утопает в них, и поэтому птичьего хулиганства не одобряет. Но что же тут поделаешь, - в природе так устроено, что одна красота поедает другую…
«А страусов завести не собираетесь?» - спросила я наобум и, как оказалось, не ошиблась, попала в самую точку: Александр уже начинает изучать литературу о страусах, и кто знает, может, скоро здесь появятся и они.
Была у них и кобылка Маркиза, купленная для внучки Даши. Семья дочери теперь живет в Иркутске, Даша приезжает к бабушке и дедушке в выходные; но Маркизе каждый день нужны физические нагрузки, прогулки, а заниматься с ней стало некому. Александр после долгих уговоров родных скрепя сердце согласился уступить лошадь одной из Ульян, о которых мы писали прошлой осенью: «Задушевный разговор. Повзрослеть – не значит расстаться с мечтой».
Маркиза.
В августе этого года, к юбилею Усолья-Сибирского, среди его жителей проводился смотр-конкурс «Я люблю свой город», в номинации «Лучший двор дома индивидуальной усадьбы» первое место комиссия присудила семье Марковых.
Розовый фламинго – не настоящий. Пока.
Яблочек вырастает много, почти все – для птиц.
Виноград тоже успевает вызреть.
В гостях в этом доме я оказалась в конце октября, поэтому буйство красок и цветов смогла увидеть лишь на фотографиях, но пернатых мне показали. Жаль, что самцы павлина к этому времени сбрасывают оперение, пройдет какое-то время, прежде чем они обретут былое великолепие. Черные лебеди и в самом деле удивительно прекрасны. Они ступали босыми лапами по стылой земле и нисколько не мерзли. Самец держал дистанцию, а самочка пошла навстречу незнакомому человеку, курлыкала-мурлыкала негромкую, но мелодичную песню, грациозно выгибала-выворачивала длинную шею, проявляя поистине женское любопытство. А потом забралась в рукотворный пруд, уже затянутый льдом, в котором хозяева прорубают для лебедей небольшой участок чистой воды.
Кто-то может удивиться: а для чего все это – чтобы прославиться или для каких-то иных целей? Просто так, для души и для радости. Об Александре, хозяине дома, говорила Любовь, его жена, - кто, как не она, знает его и чувствует. Он приехал позже – серьезный занятой человек, войдя в ограду, сразу же прошел к птицам, а уже потом – в дом. Любовь улыбнулась в ответ на вопрос: «Так всегда – сначала к ним, а уже потом – к жене?», было видно, что ревности здесь нет.
Любовь.
Мне хотелось задать ему всего лишь один вопрос: о чем он думает в те краткие часы, когда заходит к птицам, а они в этот момент доверчиво садятся к нему на плечи, убирает в стайках, кормит их, говорит с ними о чем-то своем? Но что-то подсказывало, что на этот вопрос он мне не ответит, - у любого человека должно оставаться что-то сокровенное, о чем он никогда никому не расскажет.
Фото автора и Ларисы Лашкевич.