Про «грабли атравматические»
Признаться, несколько смущает, что эта колонка будет полна банальностей. Единственное, что меня чуток извиняет — это то, что почему-то никто из иркутян поумнее меня (и, желательно, повлиятельней) эти банальности не удосужился озвучить. Так что уж извините, пусть это буду я. Но для начала позволю себе банально поздравить нас, иркутян, с появлением в городе какой-никакой, но общественно-политической жизни.
С высоты жизни человека, помнящего такие доисторические времена как середина 80-х годов, нынешняя общественно-политическая жизнь, вскипевшая нежданно-негаданно вокруг темы «сити-менеджера для Иркутска» выглядит очень похоже. Общество, в основном, состоит из людей, которые принюхиваются к воздуху (пахнет жареным? весной? скотомогильником?) — и с опаской посматривают на группки чудаков, рискующих среди бела дня собираться больше трех и говорить вслух о запретном.
Перебарщиваю? Да полноте. Вчера, буквально, попросил нашу светскую обозревательницу Александру Поблинкову сделать опросик — кто и как среди культурно-тусовочных личностей города относится к бузотерской идее Алексея Петрова, Сергея Беспалова и Ко собрать подписи против откровенно неуместного законопроекта, инициированного группой единороссов и внесенного депутатом ЗС Андреем Лабыгиным. Так вот: по словам шокированной Саши (а она только что вернулась из стажировки на проклятом Западе, прикиньте состояние мозгов у девушки?) - половине из тех, к кому она по-приятельски обратилась с просьбой о комментарии - «НЕ РЕКОМЕНДОВАНО» общаться с прессой на эту тему. Можно сфантазировать, что тема запрета иркутянам выбирать себе градоначальника была принята «не рекомендуемой» на служебных планерках и семейных советах как провоцирующая обильное некультурное словоизвержение... Но увы, это не так. Люди попросту боятся неприятностей — ибо кто его знает, куда дело повернется с этими горбачевыми-ельциными и митингами у Дворца спорта. Ээээээ...да.
Так вот. Начать надо с той банальности, что введение постов сити-менеджеров в крупных областных центрах России — это не внезапная прихоть местных депутатов. Точно также, втайне матерясь, местные отцы городов и губерний в эти же дни вынуждены применять максимально жесткие нормы модельного закона в Ярославле, Краснодаре, Красноярске... И ни для кого не секрет, что указиловка о переходе к «сити-менеджерской» схеме — это инициатива Администрации Президента РФ, Владимира Владимировича Путина. Об этом не существует никаких письменных директив и свидетельств, но об этом прямо говорят в оппозиционных медиа и в кулуарах вертикали власти (в выражених по-мужицки крутых). То, что сами региональные власти попали с этой инициативой в крайне некомфортное положение — особенно ярко видно как раз на примере Иркутской области, где еще по весне губернатор Сергей Владимирович Ерощенко, с моей точки зрения — совершенно искренне, заявлял, что мэры городов на вверенном ему участке суши будут избираться народом. И где немало сил, в том числе пропагандистских, положено на возвращение прямых выборов мэров в Ангарск, Братск, Усолье (к чему привело властвование сити-менеджеров в этих не самых малозначимых городах — известно всему региону).
Так что ситуация очевидна и банальна, как ужин из пельменей под аккомпанемент Послания Президента РФ Федеральному собранию.
И чем чаще эта банальность звучит — тем морально легче будет депутатам и чиновникам исполнительной власти. И правильно, ведь всему есть предел: они подписывались на нелегкую судьбу в вертикали власти. Но они не ожидали, что подписывались выглядеть идиотами (а ходят они, между нами говоря, по тем же улицам что и мы. И общаются с обычными горожанами — пусть и не в очередях к уникассе в «Слате» - гораздо чаще, чем принято думать. И стыд им ведом, они просто — люди).
Другой банальностью является то, что да, в Иркутске, как и в любом другом регионе, есть люди, которым сити-менеджерский кульбит — на руку, тактически выгоден (тут ключевое слово — «тактически»). Это и свежеизбранные депутаты гордумы, которым предстоит увлекательное дело: кулуарная торговля за их голоса при решении вопроса о найме распорядителя бюджетных заказов. Это и номенклатура регионального масштаба, многие представители которой обретут больший голос в вопросах планирования жизни областного центра и, соответственно, смогут оказать больше пользы пославшим их во власть ФПГ разного масштаба. Это и искренние недоброжелатели нашего незадачливого Виктора Ивановича Кондрашова (о, об этом не принято говорить, но на самом деле пребывающие во власти 40-60-летние мужчины бывают мстительны как дворовая шпана из Ново-Ленино!). Наконец, это люди, делающие (поморщившись) какие-то карьерные шаги по партийной или служебной линии (вот моя коллега Галя Солонина уверяет, что доверие внести скандальный законопроектец Андрею Николаевичу Лабыгину — это помощь ему в засветке перед Москвой. Не знаю, не знаю - каким уж должен быть триумфальным план «засветки», чтоб внестивынести этакую пакость, но люди разные — как и их представление о лично для себя допустимом). В конце концов, получить тактическое преимущество в увлекательном квесте под названием «хождение по вертикали власти» — наверняка приятно, а по нынешним травоядным временам даже и морально корректно (это ж не в ГУЛАГ оппонентов закатывать). Черт с ней, с демократией, недолго мы ее и видели, прям скажем...
И вот тут надо перейти к третьей банальности, чуть-чуть подраматичней. Дело в том, что наши иркутские элиты, вынужденно наступая на грабли сити-менеджмента и решая свои тактические задачки, опять не рассчитывают — на этот раз силу прилетающего по лбу удара. Не заботятся об «атравматичности грабель», так сказать. Не надевают на голову противоударную шапочку, не обматывают рукоять садового инструмента чем помягче...
Вчера, как сообщают активисты Гражданского комитета (спешно созданного для организации общественного протеста, на что иркутяне имеют и законное, и моральное право), им было отказано в проведении митинга. Поводом оказалась пора новогодних мероприятий (ну да, подарочек детворе должен готовиться в тишине) и повод этот явно надуман и натянут. Тактика эта испытанная и проверенная — не допустить никакого шума-гама. Главным образом — в мониторинговых сводках в Кремль, но и в реальности, если получится, тоже. Именно поэтому — совершенно не исключено, что сборщикам подписей под петицией в Заксобрание будут чиниться всяческие препоны в вузах, на предприятиях, в общественных местах. Именно поэтому тема сомнений в правомерности законопроекта уже сейчас табуируется для всех мало-мальски зависимых от власти людей...
...И самое печальное, что все это относительно благопристойное держимордство — в любой момент может обернуться полицейщиной куда более грубой. Вы думаете, в силовых органах Иркутска нет людей, которые с энтузиазмом бросятся искать (и найдут ведь!) «заговор пятой колонны»? Вы думаете, так уж трудно найти в багажнике у Сереги Беспалова (регулярного либерального пресмыкателя перед Западом) — парочку гранат, а на кухне у Алексея Петрова (водящего, как известно, горожан «по старому Иркутску» с мутными целями) — полкило кокаина жидобандеровского происхождения? Не смейтесь, легче легкого! И плевать, что никто не поверит.
...Вот только все это будет сигналам горожанам, что потерявшая обзор берегов власть — не посчитается с ними и в более трудный момент. А трудный момент — он еще только впереди. Если сегодня речь идет о вопросе политическом, правовом, волнующем до глубины души 20-30-40 тысяч человек (может больше, но точно не всех горожан поголовно) — то уже ближе к весне, с расцветом инфляции и ростом безработицы (а Иркутск называется некоторыми экспертами в группе особого риска) — на митинги людей могут погнать вопросы куда более злого, желудочного свойства. И это будут вовсе не очкарики-интеллигенты, хорошо разбирающиеся в нюансах понятия «легитимность».
И с ними надо будет вести диалог. Так, как мог позволить себе это делать Юрий Абрамович Ножиков. Сможете? Ну-ну... Тут-то вам и припомнят манеру трусовато уходить от спора, прятать судьбоносные бумажки под новогодним конфетти. Да, и уходить в отпуск в самый ответственный момент, кстати. Понимаете, есть тактические интересы (угодить Путину или запинать Кондрашова) — а есть стратегические: и выглядеть, и быть реальными политическими бойцами. (Кстати, избранный горожанами мэр — хоть какой по профессиональным качествам! - очень укрепил бы в эту предстоящую боевую эпоху вашу когорту спасителей порядка от майданной стихии... Не аргумент? Ну да ладно, ждать-то — недолго, посмотрим).
Сейчас, пока - мне кажется, альтернатива есть. Вы же все равно протолкнете этот законопроект, уважаемые мужики и дамы из городской и областной власти. Так давайте хоть обставим это прилично, а? Мне кажется, Кремль стерпит (поморщится, но стерпит) — если в этом отмороженном Иркутске процесс будет обставлен с настоящим соблюдением джентльменских правил, принятых в цивилизованном городском сообществе. Пусть представители проигравшего меньшинства, иркутян, придут в телевизор и на трибуну ЗС. Пусть зададут вам неприятные вопросы — а вы, сохраняя бойцовское выражение лица, на них будете вежливо отвечать. Пусть никто никому не запрещает — ни митингов, ни сбора подписей, ни публичного выражения мнений... И уж точно — боже упаси вас найти кокаин на кухне у Алексея Петрова или бандеровскую символику в офисе КПРФ!
Кроме того, что это будет всего лишь «учение» (в котором тяжело, но зато потом будет «легко в бою», мы же ценим сегодня отечественную полководческую мудрость?) - это позволит Иркутску сохранить лицо нормального, уважающего себя города. Самоуважение — оно необходимо городу — что при избранном мэре, что при сити-менеджере. (Да, еще и для инвестиционного климата полезно, если кто помнит про такую мелочь).
Если уж наступление на грабли неизбежно — то грабли желательны атравматичные, а полученный удар — укреплять лучшее, а не худшее в содержимом нашей черепной коробки.
Михаил Дронов, главный редактор ИТГ