Как воруют на дорожном строительстве
Скандал вокруг реконструкции Байкальского тракта в Иркутске реанимировал старую тему: как воруют на строительстве дорог в России.
Известно, что в России самое дорогостоящее строительство дорог - в среднем 14-18 миллионов долларов за километр. Сами дорожники объясняют это суровым российским климатом и многократным переходом в течение весны-осени от минусовой к плюсовой температуре и обратно. Из-за этого якобы приходится строить дороги повышенного качества.
Однако эта милая ложь не выдерживает никакой критики. В мире есть много мест, в которых климат еще более суров и изменчив, чем в России: к примеру, Канада, Аляска, Швеция. Однако дороги там гораздо дешевле российских, а срок их службы в разы дольше. В России дороги ремонтируются минимум раз в год. Во всем мире - раз в 15-20 лет.
К тому же любой человек, хоть раз столкнувшийся с дорожным строительством, понимает: в большинстве случаев высоким качеством там и не пахнет.
В чем же дело? Почему километр строительства российской дороги равен пяти километрам нероссийской? Ответ на этот вопрос якобы дал еще бессмертный Карамзин (на самом деле он этого не говорил, но так и есть): - Воруют.
По официальным данным Росфиннадзора, при строительстве российских дорог воруют около 40% от сметной стоимости. Иногда больше.
Давайте рассмотрим, как это делается.
Главная "кормушка" на строительстве дорог - это гравий, щебень и песчано-гравийная смесь (ПГС). Их возят тысячами тонн - гравий и ПГС с карьера, щебень с завода. Основные затраты на этом этапе строительства - это перевозки. При разработке проекта для добычи гравия и ПГС выбирается подходящий карьер - но не очень близко. И вся смета рассчитывается, исходя из расстояния до этого карьера. А на деле гравий добывается где-то рядом - причем желательно не очень законно, чтобы не платить еще и за использование карьера. Прибыль посчитать нетрудно - если один рейс до карьера на расстояние 25 километров обходится, условно, в 3-4 тысячи рублей, то до карьера на расстояние 2 километра - 200 рублей. А таких рейсов в день совершаются сотни.
Некачественные стройматериалы. Эта тема настолько банальна, что о ней даже говорить смешно. В самом деле, никакая проверка не станет ковырять асфальт и смотреть, какого качества туда заложен геотекстиль. А если с контролирующими органами договорились, что называется, "на берегу" - тогда его можно вообще не класть.
Если в проекте указан дорогой калиброванный песок, то никто не станет копать яму глубиной два метра и выяснять, что песок был обычный. В смете может предусмотрен строительный городок, а строители обходятся дешевыми утепленными вагончиками. И так далее.
Асфальт. Схема проста: асфальт не докладывают в машину. При такой схеме, само собой, необходим сговор с асфальтобетонным заводом. Нехватка 10% асфальта в машине малозаметна. У мастера на участке конвейер, машины подъезжают и уезжают, их надо разгружать, простои недопустимы. Отправлять машину перевешивать груз - значит терять минимум час на каждой машине. Итог: асфальт тоньше и менее качественный.
О таких мелочах, как воровство бензина, солярки, запчастей, можно даже не упоминать - это скорее норма.
Отметим, что в Европе в заказ на строительство дороги включают 15 лет ее обслуживания. У нас - нет. Соответственно, никакого стимула строить качественно у дорожников нет.
Ну и пара слов о том, почему российские дороги так быстро выходят из строя. Виновато в этом не только низкое качество строительства.
У заказчика строительства дороги изначально до смешного заниженные требования. Дорога строится по ГОСТам 70-х годов, и должна выдерживать нагрузки, соответствовавшие тем нагрузкам. Максимальный вес автомобиля по тем ГОСТам - 40 тонн. У современного - вдвое больше. Именно большегрузные автомобили создают "колеи" на асфальте, которые потом выкрашивают быстро движущиеся "легковушки". Кроме того, ГОСТы на всю страну одинаковые, а нагрузки на дороги в разных районах - разные. Как и климат.
Между прочим, и производительность дорожных машин по тем ГОСТам ощутимо ниже - что тоже позволяет украсть серьезные средства.
На фото: Аляскинская трасса в США в 1942 году и в наше время.