Гамбит Наговицына: кто и когда станет новым главой Бурятии?
Призрак ходит по Бурятии – призрак отставки действующего главы республики Вячеслава Наговицына.
Собственно, вопрос отставки практически решен. Наговицыным недовольны в Кремле, так как он не решает основные проблемы Бурятии. Кроме того, глава республики допустил серьезную политическую промашку, позволив лидеру бурятского отделения КПРФ Вячеславу Мархаеву пролоббировать выборы коммуниста Сергея Левченко в губернаторы Иркутской области, вследствие чего Мархаев стал сенатором. И хотя у Наговицына не никакой возможности блокировать эти действия, в Администрации президента они были оценены весьма негативно.
Крайне недовольны Наговицыным и в самой Бурятии – причем от рядовых обывателей до крупных предпринимателей и политиков. Список «грехов» главы республики занимает не один десяток страниц, однако главная его проблема – то, что он так и не смог решить вопрос с энерготарифами. Напомним, что экономика Бурятии действует на невероятно высоких тарифах на электроэнергию, которые для промпредприятия уже превышают пять рублей за киловатт. Это ведет к росту себестоимости продукции, а в условиях низкого уровня жизни в республики предприятия не могут повышать цены. Как следствие, республика беднеет, предприниматели разоряются или бегут в другие регионы.
Не красит главу республики и ситуация, сложившаяся в налоговой сфере. С легкой руки «варяга» Юрия Куриленко, приехавшего из Красноярского края, налоговая в поисках дополнительных вливаний в региональный бюджет начала по-настоящему «кошмарить бизнес». Вопреки рекомендациям Кремля оставить бизнес в покое и не мешать ему развиваться, руководство республики выжимает из предпринимателей последние соки в судорожных попытках укрепить бюджет.
Собственно, и сам Наговицын вряд ли хочет продолжать свою бесславную карьеру главы республики. Он откровенно плохо выглядит, у него унылый вид и трясущиеся руки. Он очень много времени проводит в Москве – вдали от проблем.
Вопрос выбора нового главы, однако, зависит не только от личности Наговицына и его желания или нежелания уйти. Уже много лет Бурятию возглавляют русские, причем «варяги», совершенно чуждые культуре и менталитету бурят. Это мало кого устраивает даже в относительно «русском» Улан-Удэ. До сепаратистских настроений тут, конечно, далеко, но национальные предпочтения дают о себе знать все сильнее. Отметим, что сам Наговицын активно муссирует тему бурятского национализма, очевидно, с единственной целью: запугать Кремль и продемонстрировать свою высокую дееспособность по преодолению таких настроений.
Тем не менее, тенденция видеть во главе республики бурята все сильнее дает о себе знать. Существовала версия, что альтернативой Наговицыну может стать Вячеслав Мархаев, однако большинство экспертов крайне скептически оценивает эту вероятность. Дело в том, что как раз Мархаев – сторонник бурятского национализма и к тому же коммунист. Получить «красный пояс» в виде Иркутской области, Бурятии и де-факто Забайкалья в проблемном районе на границе с Китаем Кремль вряд ли согласится.
Других кандидатов-бурят на должность главы на текущий момент просто нет. И вся дальнейшая диспозиция сильно зависит от того, уйдет Наговицын в отставку досрочно (тогда выборы будут в 2016 году) или «досидит» до срока – и тогда выборы будут в 2017 году. Дело в том, что рейтинг Наговицына быстро падает, и если в 2016 году у него есть кое-какие шансы и почти нет конкурентов, то к 2017 году ситуация будет прямо противоположной.
Впрочем, проблем не только в бурятских кадров. И русских кадров из числа не-варягов тоже не густо. Хорошим кандидатом на пост главы Бурятии был бы действующий мэр Улан-Удэ Александр Голков – однако он категорически отрицает даже саму мысль об этом. Закулисные интриганы наподобие Петра Носкова или Александра Чепика вряд ли могут рассматриваться как серьезные кандидаты – по крайней мере пока.
Между тем в правительственной «обойме» появился крайне любопытный персонаж, который как минимум к 2017 году вполне сможет претендовать на кресло главы республики. Это управленец федерального уровня Алексей Мишенин, занявший «силовой» пост министра промышленности Бурятии.
Алексей Мишенин руководил и был учредителем ряда коммерческих компаний. Затем, как раз перед своим вояжем в Бурятию, он возглавлял Новосибирский авиаремонтный завод. За время пребывания Мишенина у власти чистый убыток компании увеличился в 26 раз - до 88,9 миллионов рублей.
Впрочем, достоинства Алексея Мишенина заключаются отнюдь не в управленческих качествах. Он является близким родственником министра промышленности России Дениса Мантурова – человека очень непростого и имеющего серьезный интерес в Бурятии. И Мантуров, и Мишенин – люди Сергея Чемезова, который, как известно, имеет в Бурятии особый интерес. И дело даже не в нефрите, на которых обогащается дочка «Ростеха», но и в остатках бурятской промышленности. Которую – напомним – теперь курирует Мишенин.
Денис Мантуров в свое время удачно женился. Его тесть Евгений Кисель – в советском прошлом представитель «Аэрофлота» в Индии и гендиректор ЗАО «АэроРепкон». В лихие 90-е Кисель занимался поставкой вертолетов с Улан-Удэнского завода в Индию. Завод при этом не богател, а вот Кисель богател как на дрожжах. В результате хитрых манипуляций в учредительских документах авиазавода появились различные фирмы, в том числе и оффшорные, а в итоге в руках у Киселя оказался солидный пакет заводских акций. К этой работе он подключил и зятя, а затем, познакомив его с Чемезовым, продвинул далеко вперед по карьерной лестнице.
Продвижение оказалось успешным: уже в 2012 году молодой министр промышленности и торговли РФ заработал 100 миллионов рублей, став самым богатым министром страны. Впрочем, с таким прикрытием, как Сергей Чемезов, Мантуров вполне может это себе позволить. Кое-что может позволить и его родственник Алексей Мишенин, которого совершенно беспрекословно взял к себе в министры Вячеслав Наговицын. Само собой, прыжок из директоров далеко не самого крупного российского завода сразу в республиканские министры достаточно скандален – но и сам Мантуров в свое время из рядового слесаря-сантехника ЖСК «Магистраль» в одночасье стал директором по техническим вопросам в фирме своего тестя.
Естественно, Мишенина завели в республику не просто так, а с серьезными перспективами. Его задача видится, в первую очередь, в том, чтобы помочь «Ростеху» прибрать к рукам остатки бурятской промышленности. Причем нельзя однозначно говорить, что это плохо – скорее всего, это позволит создать пресловутые рабочие места и принесет некоторые деньги в бюджет.
Вторая задача Мишенина – вероятнее всего, попасть в кресло главы республики. Ему это нужно как трамплин для дальнейшей карьеры – от губернатора недалеко и до федерального министра, а там, чем черт не шутит… Два года у юного авиастроителя есть – как минимум для того, чтобы «прикормить» элиты и стать известным в народе. Если Мишенину при помощи Мантурова и Чемезова удастся оживить хоть одно промпредприятие – известность и слава будет.
Правда, молодой человек может пойти по другой, более извилистой дорожке. Удаленность от федерального центра и бесконтрольность делают порой страшные вещи. Достаточно вспомнить еще одного «Ростеховского» сынка Михаила Литвина, который после пребывания на посту министра строительства Иркутской области был вынужден податься в бега и теперь скрывается, по слухам, где-то в Израиле…
На фото Анны Огородник - Вячеслав Наговицын. Пока еще глава Бурятии.
Предложить свою тему и связаться с редакцией Бабра в Бурятии можно по адресу [email protected]
Новости Бурятии - в Вайбере. Только эксклюзив! Подписывайтесь!