БЦБК: поворот оверштаг. Или оверкиль?
Весьма интригующая новость для тех, кто хоть что-то понимает в региональной экономике.
Президент РФ Владимир Путин в ходе встречи с губернатором Иркутской области Сергем Левченко заявил о необходимости передачи полномочий оператора по вопросам ликвидации БЦБК от "ВЭБ-Инжиниринг" правительству Иркутской области.
В исполнении пожеланий президента сомневаться не приходится, однако даже для Путина в данном вопросе была проявлена редкая поспешность. Уже на следующий день после встречи с Левченко Владимир Путин дал поручение премьер-министру Дмитрию Медведеву проработать данный вопрос.
Напомним, что ситуация в стране отнюдь не дает президенту расслабляться, и нет никаких сомнений в том, что он занят 24 часа в сутки. Тем не менее вопрос БЦБК показался ему настолько важным, что он обращался к нему два дня подряд. При этом все понимают, что сам Путин вряд ли вообще помнит о существовании БЦБК, что придает ситуации еще большую странность.
В целом цель встречи Путина с Левченко тонет в пучине неясности. Левченко в разговоре нес откровенный экономический бред про газовую ТЭЦ в Байкальске, Путин над ним не менее откровенно издевался. Вся беседа выглядела как плохо срежиссированный фарс.
Безусловно, в ходе встречи губернатора с президентом мог иметь место скрытый от публики политический подтекст, о котором мы поговорим чуть позже. Однако экономическая составляющая беседы заключалась однозначно в том, чтобы перед телевизионными камерами сказать ключевую фразу о передаче полномочий по ликвидации БЦБК. И сказать их не Левченко, который наверняка это знал заранее, а российскому народу.
Давайте посмотрим, что предшествовало исторической беседе.
25 декабря 2013 года Байкальский ЦБК окончательно прекратил свою работу. Через три дня после этого премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал распоряжение о создании на территории закрывшегося комбината экспоцентра "Заповедники России". Само собой, никакого экспоцентра за прошедшие два с половиной года создано не было. В стране кризис, денег нет, Кремлю точно не до БЦБК - не проспать бы народный бунт.
Напомним, что с 28 октября 2009 года БЦБК находился в процедуре банкротства. При этом осуществлялась попытка его запуска, которая оказалась тщетной.
Еще до остановки БЦБК, осенью 2012 года, в деле появляется ООО "ВЭБ Инжиниринг" - инвестиционная "дочка" "Внешэкономбанка". Гендиректором "ВЭБ Инжиниринг" и главным куратором закрывшегося и банкротящегося БЦБК является Дмитрий Шейбе. Любопытно, что с 1 июля 2008 года Дмитрий Шейбе работал заместителем губернатора Иркутской области и курировал вопросы охраны окружающей среды, недропользования, использования и охраны животного мира. Какой экономический интерес был у "ВЭБ Инжиниринг" в БЦБК, ясно не до конца, однако "Внешэкономбанк" вложил достаточно много средств в умирающий комбинат, выплачивая зарплату и обеспечивая топливо для ТЭЦ.
В мае 2014 года так называемая деятельность "ВЭБ Инжиниринг" по разработке проекта ликвидации отходов Байкальского БЦБК подверглась жесткой критике со стороны научной общественности. Компания разработала достаточно обоснованный проект омоноличивания отходов БЦБК, хранящихся в карт-накопителях, однако ученые обвинили руководство компании в затягивании процесса и чрезмерно корыстном освоении выделяемых федеральных средств. Вероятно, ученые были правы, и суть участия "ВЭБ Инжиниринг" в рекультивации отходов БЦБК был именно в освоении выделяемого федерального бюджета. От Байкальска до Москвы далеко, объем лигнина и шлака в накопителях составляет более 6 миллионов кубометров. "Осваивать" федеральные средства при таких условиях можно очень долго и продуктивно.
Причин отстранения "ВЭБ Инжиниринг" от бюджетного пирога, по всей видимости, две.
У самого "Внешэкономбанка", как известно, дела обстоят не лучшим образом. В 2014 году потери ВЭБа оказались рекордными и составили почти 250 миллиардов рублей. Эта "дыра" образовалась в основном из-за невозвращенных кредитов, которые Внешэкономбанк, выполняя роль бюджета, выдал на проведение Олимпийских игр в Сочи. В настоящее время банк фактически является банкротом. "Умереть" ВЭБу, естественно, не дадут - это "ручной" банк Путина, на его спасения в настоящее время экстренно выделяются крупные средства. Тем не менее "дочкам" ВЭБа придется затянуть пояса.
Во-вторых, сама "ВЭБ Инжиниринг" нуждается в серьезном ребрендинге и улучшении имиджа. При всей привлекательности "освоения" миллиардов бюджетных рублей, тема рекультивации отходов БЦБК становится все более скандальной и привлекающей внимание международных наблюдателей. В связи с этим непонятная деятельность "ВЭБ Инжиниринг" становится все более сомнительной.
Есть еще один фактор, который, безусловно, влияет на процесс. Группа депутатов Госдумы во главе с скандально известным олигархом Михаилом Слипенчуком активно лоббирует сокращение границ водоохранной зоны Байкала на расстояние 500 метров от берега. В случае, если эта афера удастся (а, по всем признакам, она удастся), карт-накопители БЦБК окажутся за пределами 500-метровой зоны, и никакой острой необходимости в их рекультивации уже не будет. Про отходы БЦБК банально можно будет забыть.
Отсюда следует третья вероятная причина отстранения "ВЭБ Инжиниринг" от процесса - скрипач не нужен. Дело перешло в следующую фазу, о которой ниже.
Средства на рекультивацию в объеме шести миллиардов рублей уже выделены, и в Кремле наверняка возникает логичный вопрос, куда их можно эффективно перенаправить. Судя по всему, вопрос был решен достаточно давно, так как в конце февраля 2016 года на конференции ОНФ и сам Сергей Левченко, и заместитель министра природных ресурсов Семён Леви банально проболтались о том, что выделенные на рекультивацию деньги будут направлены на другие цели. Нимало не смущаясь тем, что речь идет об уголовно наказуемом нецелевом расходовании бюджетных средств, Семён Леви сообщил о том, что будут продолжены исследования опасности лигнина и, по всей видимости, шесть миллиардов будут направлены, по просьбе Сергея Левченко, на "ликвидацию БЦБК и размещения там экологически чистого производства".
Итак, как говорится, все сходится. По всем признакам, в Министерстве природных ресурсов осуществили (само собой, не самостоятельно) достаточно сложную операцию в отношении БЦБК, и показное возмущение Владимира Путина бредом Левченко о газовой ТЭЦ в Байкальске является ее значимым элементом. В скором времени территория БЦБК, которая перейдет в руки правительства Иркутской области, начнет эффективно осваиваться. После принятия закона о 500-метровой охранной зоны особых сдерживающих факторов для строительства какого угодно производства в Байкальске уже не будет. Деньги на строительство уже есть - все те же шесть миллиардов.
Понятно, что правительство Иркутской области в данной ситуации исполняет незавидную роль болвана в преферансе. Всю операцию, естественно, провернула некая финансово-промышленная группа, которая, с одной стороны, вхожа лично к Путину, а, с другой, имеет серьезные интересы на побережье Байкала. Думается, название этой ФПГ для посвященных не является тайной. А вот с какой конкретно целью была проведена вся операция - мы увидим в скором будущем.