Финансовая эквилибристика иркутского Минобраза
После смены руководства иркутского Министерства образования имелись слабые надежды на прекращение той настоящей вакханалии, которая длилась весь срок пребывания у власти недоброй памяти Елены Осиповой.
Действительно, новый министр Валентина Перегудова - далеко не худший чиновник в иркутской системе образования, несмотря на известный скандал с недоказанной взяткой. Однако саму систему, по всей видимости, можно разрушить только при наличии политической воли и высокой профессиональной грамотности, а ни того, ни другого в Минобразе не наблюдается.
Однако ближе к делу.
В системе среднего профессионального образования неразбериха царит с 1991 года. Проблем, конечно, там хватало всегда, в том числе и при советской власти, однако распад СССР поставил большой жирный крест на всем специальном образовании. Дело в том, что в училищах и техникумах готовились достаточно уникальные кадры - по уровню теоретического образования приближающиеся к инженерам, а по уровню умений и навыков не уступающие рабочим высшей квалификации. Подготовка таких специалистов требуют зачастую гораздо больше сил и средств, чем обучение студента в вузе - и именно эти учебные заведения первыми пали в неравной борьбе с российским капитализмом. Жалкие остатки государственных предприятий сами оказались на грани выживания и использовали старые кадры, частные предприятия предпочитали брать на работу или дешевых гастарбайтеров, или людей с высшим образованием. Государство, в свою очередь, стремилось избавиться от дорогих среднеспециальных учебных заведений (ссуз), тянущих значительные средства из бюджета.
Следует напомнить, что часть училищ и техникумов ранее традиционно финансировалось из федерального бюджета, часть - из регионального и муниципального. Это создавало дополнительную неразбериху и дисбаланс в уровне образования. Нет никакого сомнения, к примеру, что качество образования в финансируемом федерацией иркутском энергетическом техникуме будет неизмеримо выше, чем в финансируемом из местного бюджета сельхозтехникуме в каком-нибудь райцентре.
Со временем, однако, у государства дошли руки и до среднеспециального образования. Училища, техникумы и колледжи уравняли в статусе и передали их на баланс региональных министерств образования. Это решение было в корне неверным и повлекло за собой массу проблем, однако в существующей реальности спорить с этим бессмысленно.
Вопрос в другом. А именно - в финансировании.
Долгое время региональные ссузы финансировались по очень сложной схеме, в которой переплелись традиции, личные знакомства, умение руководства учебных заведений "наладить отношения", а зачастую и банальные коррупционные схемы. Никакой объективности и четких критериев формирования бюджетов ссузов не было, во многом денежные потоки зависели исключительно от того, с какой ноги в этот день встал министр или более мелкий чиновник.
Само собой, такое положение открывало широчайшие просторы для махинаций. Если, к примеру, руководитель техникума является другом заместителя министра, то ему ничего не стоит устроить на пару-тройку высокооплачиваемых должностей фиктивных лиц, а сэкономленные средства направить на прибавку к зарплате своему другу. Друг же, со своей стороны, вполне мотивированно обоснует острую необходимость увеличения финансирования техникума. И, главное, все довольны - за исключением тех ссузов, руководители которых не имеют таких "друзей".
Положение устраивало всех, кроме учащихся "бедных" ссузов, получающих в результате непонятно какое образование, и следственных органов, которые по традиции в образовательные дела не вмешиваются, но иногда вынуждены реагировать на совсем уж откровенный беспредел. Только к февралю 2016 года (!) министерство образования Иркутской области родило могучий документ N 53-мр, длинно и скучно названный "Распоряжение об утверждении нормативных затрат на оказание государственных услуг, оказываемых областными государственными бюджетными и автономными учреждениями, учредителями которых является министерство образования Иркутской области в 2016 году."
К слову, этот документ должен был появиться еще в декабре 2015 года, так как с 1 января 2016 именно по нему и должны были жить все ссузы, а сам документ должен быть согласован с региональным бюджетом. Но российская бюрократия непобедима, и обсуждать этот вопрос бессмысленно. Посмотрим лучше на содержание документа.
В переводе на человеческий язык в распоряжении расписано, какие средства тратит бюджет Иркутской области на обучения одного учащегося в течение года по каждой конкретной специальности. Отдельно расписаны затраты на оплату труда преподавателей, оборудование и материалы, а также оплату труда работников, не принимающих прямого участия в учебном процессе - руководства, уборщиц, гардеробщиц и так далее. Запомните эти три позиции - это важно.
А теперь - внимание на цифры. Мы не будем цитировать весь документ, тем более что он доступен всем желающим. Процитируем лишь наиболее выдающиеся места.
"Информатика и вычислительная техника на базе 11 классов" - общие затраты на учащегося 86 тысяч рублей, оплата труда преподавателей 46 тысяч рублей, затраты на оборудование и материалы - 500 рублей, оплата труда других работников - 25 тысяч рублей.
"Кораблестроение и водный транспорт на базе 11 классов" - общие затраты на учащегося 61 тысяча рублей, оплата труда преподавателей 30 тысяч рублей, затраты на оборудование и материалы - 500 рублей, оплата труда других работников - 16 тысяч рублей.
"Авиационная и ракетно-космическая техника на базе 9 классов" - общие затраты на учащегося 70 тысяч рублей, оплата труда преподавателей 36 тысяч рублей, затраты на оборудование и материалы - 500 рублей, оплата труда других работников - 19 тысяч рублей.
"Авиационная и ракетно-космическая техника на базе 11 классов" - общие затраты на учащегося 74 тысячи рублей, оплата труда преподавателей 38 тысяч рублей, затраты на оборудование и материалы - 500 рублей, оплата труда других работников - 20 тысяч рублей.
"Изобразительное искусство на базе 11 классов" - общие затраты на учащегося 76 тысяч рублей, оплата труда преподавателей 40 тысяч рублей, затраты на оборудование и материалы - 500 рублей, оплата труда других работников - 21 тысяча рублей.
"Музыкальное искусство на базе 11 классов" - общие затраты на учащегося 218 тысяч рублей, оплата труда преподавателей 132 тысячи рублей, затраты на оборудование и материалы - 500 рублей, оплата труда других работников - 71 тысяча рублей.
"Физкультура и спорт на базе 11 классов " - общие затраты на учащегося 87 тысяч рублей, оплата труда преподавателей 47 тысяч рублей, затраты на оборудование и материалы - 500 рублей, оплата труда других работников - 25 тысяч рублей.
"Технологии наземного транспорта на базе 9 классов " - общие затраты на учащегося 96 тысяч рублей, оплата труда преподавателей 53 тысячи рублей, затраты на оборудование и материалы - 500 рублей, оплата труда других работников - 28 тысяч рублей.
"Технологии наземного транспорта на базе 11 классов " - общие затраты на учащегося 59 тысяч рублей, оплата труда преподавателей 29 тысяч рублей, затраты на оборудование и материалы - 500 рублей, оплата труда других работников - 16 тысяч рублей.
"Машиностроение на базе 9 классов " - общие затраты на учащегося 61 тысяча рублей, оплата труда преподавателей 30 тысяч рублей, затраты на оборудование и материалы - 500 рублей, оплата труда других работников - 16 тысяч рублей.
"Электро и теплоэнергетика на базе 9 классов " - общие затраты на учащегося 67 тысяч рублей, оплата труда преподавателей 34 тысячи рублей, затраты на оборудование и материалы - 500 рублей, оплата труда других работников - 18 тысяч рублей.
"Сервис и туризм на базе 9 классов " - общие затраты на учащегося 107 тысяч рублей, оплата труда преподавателей 60 тысяч рублей, затраты на оборудование и материалы - 500 рублей, оплата труда других работников - 32 тысячи рублей.
"Социология и социальная работа на базе 9 классов " - общие затраты на учащегося 84 тысячи рублей, оплата труда преподавателей 45 тысяч рублей, затраты на оборудование и материалы - 500 рублей, оплата труда других работников - 24 тысячи рублей.
Для понимания гротескности ситуации этого достаточно.
Оставим в стороне тот факт, что по всем специальностям министерство выделяет по 500 рублей в год на оборудование и материалы на одного учащегося. Только за одно это министра надо отправлять в отставку. Для понимания, на обучение одного специалиста в сфере машиностроения уходят десятки сверл, фрез, значительные объемы горючего, смазочных материалов, комплектов спецодежды. Не говоря уже о регулярной замене станков и инструментов, стоимость которых зашкаливает порой за миллионы рублей. Сами техникумы уже давно махнули рукой на эту проблему и достают инструменты, станки и материалы через невероятные ухищрения и зачастую не совсем легальными методами.
Посмотрим, однако, на такой интересный параметр, как зарплата. В Иркутске тысячи, если не десятки тысяч преподавателей музыки, рынок труда в этом плане переполнен. Тем не менее иркутское Музыкальное училище получает 218 тысяч рублей на оплату труда преподавателей за одного учащегося. В то же время преподавателя, к примеру, обработки металлов резанием не найти днем с огнем - но технические ссузы получают на зарплату какие-то копейки.
Аналогичная история с физкультурой и спортом (зарплата ощутимо превышает технические специальности), сервисом, туризмом и социологией. Преподавателей по этим специальностям очень много, технически обучение несложное, однако зарплаты здесь очень высокие.
Невероятен диссонанс между обучением на базе 9 и 11 классов. Учебная нагрузка у тех и других учащихся совершенно одинакова и составляет шесть-семь учебных часов в день - меньше не позволяет экономика учебного заведения, больше - законодательство. Учащиеся на базе 9 классов просто дольше учатся - например, не два, а три года. Однако оплата труда рассчитана на год, и должна быть если не одинаковой, то очень близкой.
Ну и самое главное - оплата труда работников, не связанных с преподавательской деятельностью. Тут следует предположить, что в том же Музыкальном училище уборщицы и гардеробщицы имеют уникальное высшее образование, а в Энергетическом или Авиационном техникуме на эти должности наняты гастарбайтеры. Ничем иным объяснить разницу в 4-5 раз невозможно. Либо нужно вспомнить, что в эту же категорию работников попадает и руководство техникума - которое, судя по всему, банально прибавило себе зарплату.
Само министерство образования никаким образом не удосужилось как-то пояснить принцип формирования нормативов. Вернее, сам документ под названием "Порядок определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ профессионального образования по укрупненным группам профессий образовательными организациями, учредителем которых является министерство образования Иркутской области" опубликован на сайте министерства образования 26 апреля. Но физически он отсутствует, и есть мнение, что это не случайная ошибка.
Источник Бабра в министерстве образования пояснил реальную причину существенного расхождения в финансировании различных специальностей. Во главе угла находятся традиции, а также тот факт, что практически все технические и машиностроительные техникумы долгое время находились на федеральном финансировании и лишь недавно перешли в ведомство регионального министерства. Именно они и оказались заложниками ситуации - в министерстве плохо знакомы с руководством этих ссузов, у них нет отлаженных связей, нет понимания реальных потребностей этих учебных заведений.
Для "своих" же учебных заведений, которые всегда находились под крылом регионального министерства, существует традиционный объем финансирования, урезать который без серьезного скандала не удастся. В первую очередь это касается уже упомянутого музыкального училища, интересы которого, кроме того, лоббируют известные и политически значимые деятели культуры.
Впрочем, скандала все-таки вряд ли удастся избежать. Дело в том, что многие ссузы занимаются обучением стратегически важных для государства специалистов. Речь идет именно о тех технических ссузах, которые оказались в аутсайдерах по финансированию. Их недостаточное финансирование прямо угрожает экономической безопасности государства, что, естественно, будет доведено до федерального центра. Как следствие, Валентина Перегудова со своими местечковыми интересами может оказаться при этом в крайне неприятном положении. Не говоря уже о том, что она крупно "подставляет" губернатора, регулярно рассказывающего об экономическом развитии региона.
Новости Прибайкалья - в Вайбере. Только эксклюзив! Подписывайтесь!