Андрей Бунёв против лесной мафии. Может и получиться
Разгар лета в Иркутской области ознаменовался, кроме масштабных лесных пожаров и скандального судебного процесса над сыном губернатора, еще и крайне любопытными действиями регионального следственного комитета во главе с генералом Андреем Бунёвым.
В Прибайкалье начались расследования деятельности так называемой "лесной мафии" - гигантской разветвленной системы по нелегальной заготовке и продаже леса. Не секрет, что Иркутская область занимает третье место в России по запасам древесины, которые, по самым скромным оценкам, составляют более девяти миллиардов кубометров.
Рука руку моет
Начиная с конца 80-х, идея продажи дешевого иркутского леса в Китай нашла свой отклик в сердцах сотен начинающих предпринимателей. Уже в 1989 году пока еще редкие вагоны с лесом потянулись в Поднебесную.
Доходность лесного бизнеса уже тогда была сравнима с торговлей наркотиками и оружием, что, естественно, привлекло внимание криминальных структур.
Значительная часть лесного бизнеса была оперативно приведена к российским реалиям, то есть либо стала собственностью бандитов, ибо получила бандитскую или милицейскую "крышу".
Редким исключением стали лишь предприятия, либо получившие более конкретную "питерскую" крышу (как группа "Илим"), либо находящиеся под контролем регионального правительства (как совместное российское-японское предприятие "Игирма-Тайрику"). Недовольных и несогласных, по криминальным обычаям, попросту отправили к праотцам.
Однако, в отличие от откровенно криминальной продажи наркотиков и оружия, продажа леса официально находится в рамках закона. Да и лесовоз с бревнами несколько больше, чем пакетик с героином, и скрытно продать его намного сложнее. Поэтому бандитам, желающим подзаработать на древесине, пришлось уже самим договариваться - в первую очередь с полицией, во вторую - с властями.
Именно с тех лихих 90-х полиция является ключевым игроком в нелегальной заготовке и продаже леса.
Продать лес местным покупателям можно только в крупных населенных пунктах, погрузить его на железнодорожные платформы - только на крупных станциях. По пути любой лесовоз можно много раз остановить на постах ГИБДД или мобильными группами полиции. А можно не остановить, а, наоборот, охранять как ценный груз. А еще можно нужные лесовозы пропускать, а конкурентов - задерживать.
В полиции работают не дураки, и свой профит в схеме вычислили сразу. Любой самозванец или "чужак" в лесном бизнесе получит от полиции по полной программе - лесовоз будет задержан, водитель оштрафован, лес конфискован (и затем списан и продан - но уже нелегально). Те же владельцы лесных делян, у которых с полицией все хорошо, будут проезжать все посты, даже не притормаживая. Уплачено.
По некоторым данным, в криминальной лесной схеме задействованы все уровни полиции - от рядового сотрудника ГИБДД до, страшно подумать, вторых-третьих лиц главка. Каждый получает "на карман" свою долю, точно соответствующую числу и размеру звездочек на погонах. В российской полиции все четко и по плану.
Вторым ключевым игроком в властных делах является местная и региональная власть.
В "лесных" районах Иркутской области зачастую мэр является одним из участников процесса, и "братва" сажает его в кресло главы муниципалитета с единственной целью - грамотно решать вопросы.
Однако коррупционные нити тянутся далеко вверх - вплоть до регионального правительства и депутатов Заксобрания.
И иначе быть не может. Какой-нибудь заместитель губернатора - тоже человек, он не хочет жить на скромную (по меркам "серого дома") зарплату, а хочет отдыхать на Канарах и ездить на пацанской машине. Учитывая, что именно от властей зависят легальные распределения лесных участков под вырубки, чиновники очень быстро встроились в систему.
Само собой, чиновники далеко не все кладут себе в карман. Надо ведь и о Родине подумать - а для проведения различных предвыборных кампаний неучтенная наличка нужна как воздух. Поэтому региональные власти практически в открытую "крышуют" лесную мафию, получая в ответ свою долю незаконных денежных средств. Традиционно тему в Иркутской области курирует первых зам губернатора, хотя в правительстве Сергея Левченко, по данным Бабра, ситуация чуточку иная.
Минлеском
Для более эффективного освоения лесных богатств региона в Иркутской области было создано специальное Агентство лесного хозяйства (сейчас преобразованное в Министерство лесного комплекса).
Формальные функции МЛК многообразны. В частности, в них входит 32 пункта прав и обязанностей, среди которых и такие экзотические, как "обеспечение реализации региональных программ газификации организаций промышленности" и "содействие эффективному освоению месторождений углеводородного сырья", никаким образом не относящиеся к лесу. Большая часть позиций, однако - традиционное "бла-бла-бла", являющееся лишь благими и никогда не выполняющимися пожеланиями - к примеру, такими, как "охрана, защита и воспроизводство лесов".
К реальности имеют отношение лишь два пункта Положения о Министерстве лесного комплекса, ради которых оно, по всей видимости, и создавалось. Процитируем их полностью:
"24) обеспечение осуществления владения, пользования, распоряжения лесными участками, находящимися в государственной собственности Иркутской области;
31) осуществление...
- приема от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и рассмотрения документов для постановки на учет пунктов приема и отгрузки древесины, принятия решений о постановке на учет пунктов приема и отгрузки древесины или об отказе в постановке на учет пунктов приема и отгрузки древесины, снятия пунктов приема и отгрузки древесины с учета;
- приема заявлений об изменениях в сведениях в карте постановки на учет пункта приема и отгрузки древесины, а также копий документов о пролонгации срока действия правоустанавливающих документов, на основании которых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем специальное место используется в качестве пункта приема и отгрузки древесины, либо копий правоустанавливающих документов в случае окончания срока действия этих документов;
- выдачи свидетельств о постановке на учет пунктов приема и отгрузки древесины и их дубликатов, переоформления свидетельств о постановке на учет пунктов приема и отгрузки древесины;
- приема и анализа ежемесячных деклараций о принятой, переработанной и отгруженной древесине и прилагаемых к ним копий приемо-сдаточных актов;
- ведения реестра пунктов приема и отгрузки древесины."
Таким образом, Министерству лесного комплекса отдан полный контроль за всем легальным распределением лесных угодий в Иркутской области. Как водится, "что охраняем - то и имеем".
В этом месте следует сделать лирическое отступление о так называемых "черных лесорубах".
Заготовка леса бывает легальной и "черной". Нелегальная заготовка существенно выгоднее, так как не нужно платить налоги и собственно оплачивать купленный на корню лес. Однако в последнее время "черные лесорубы" начали сталкиваться в активным противодействием со стороны населения, и работать им стало несколько сложнее.
Впрочем, эта активность касается только окрестностей городов. В отдаленных районах действует огромное количество пунктов отгрузки древесины, которые никем не контролируются. Министерство лесного комплекса их не видит в упор, ссылаясь на недостаток кадров и средств, необходимых для контроля.
Как правило, все "лесные" фирмы, так или иначе, грешат "черным" лесом. Именно потому, что он выгоднее. Само собой, на черные деляны не загоняется техника с логотипами фирмы - работают нанятые на временные работы люди, которым выдаются приобретенные неизвестно где трелевочники и лесовозы. Однако договоренности с полицией остаются в силе и для этого, "черного" леса - а когда его привозят на официальную базу, уже дело ловких бухгалтерских рук этот лес легализовать.
Однако гораздо эффективнее заниматься лесом легально.
При горячем покровительстве того самого Министерства лесного комплекса. Схема работы простая - чиновники министерства договариваются об "освоении" того или иного участка леса либо с дружественными фирмами, либо со своими личными. Затем объявляется легальный тендер, на котором, путем несложных манипуляций, побеждает та фирма, под которую тендер и был "заточен".
При этом, что характерно, чиновники прилагают все усилия для того, чтобы максимально снизить цену продаваемого на корню леса. Каждый отыгранный рубль - это рубль в карман предпринимателя и неуплаченные налоги.
Цена вопроса
Посмотрим более пристально на "лесные" деньги, которые уходят в карманы предпринимателей, полицейских и чиновников.
Суммы, получаемые на продаже леса, подсчитать несложно.
Стоимость кубометра леса, легально купленного на корню, начинается от 250-300 рублей. Однако зачастую на тендерах озвучиваются совсем другие цифры - 50, 60, 70 рублей за кубометр. Понятно, что без махровейшей коррупции в Министерстве лесного комплекса и в целом в региональном правительстве, такие фокусы провернуть невозможно.
Что такое 60 рублей за кубометр леса "на корню", при среднерыночной цене в 300 рублей за кубометр? Это в пять раз меньшая сумма в бюджет региона и в пять раз меньшие налоги. То есть банальный грабеж.
Фирма, выигравшая такой тендер, может вообще не заниматься лесом, а перепродать участок по нормальной цене, наварив на этом 400% прибыли.
Однако заготовить лес еще выгоднее.
Стоимость кубометра леса после того, как его пропустили через лесопилку и получили весьма низкосортный брус или доски, превышает пять тысяч рублей. Просушенный лес, переработанный в первосортную рейку, вагонку или профилированный брус, уже превышает десять тысяч рублей за кубометр. Причем иногда существенно превышает.
Итак, приложив некоторые усилия, предприниматель с каждого кубометра заготовленной древечины получает от пяти до десяти тысяч рублей прибыли.
Сколь веревочке ни виться...
Все рассказанное выше - лишь верхушка айсберга. В дальнейшем Бабр намерен рассказать более подробно о сомнительной деятельности чиновников Министерства лесного комплекса и в первую очередь министра Сергея Шеверды, его многочисленных родственников и друзей.
Судя по действиям Следственного комитета, впервые за 25 лет безбедного существования "лесной мафии", генерал Андрей Бунёв намерен всерьез взяться за криминал в этой области. Один из крупных "лесопромышленников" уже задержан и арестован, и, вероятнее всего, полным ходом дает признательную информацию.
28 июля на федеральном телеканале "Россия 1" был показан сюжет о работе Следственного комитета по Иркутской области в отношении одной из лесозаготовительных фирм. По данным телеканала, компания "Вуд Континент" (ОГРН 1053815000348) скупала лес у "черных лесорубов", перерабатывая в сутки полторы тысячи кубометров леса.
Телеканал "Россия 1" назвал совершенно невероятные цифры доходов компании: оборот за последние полтора года деятельности составил около пяти триллионов рублей, чистая прибыль - 650 миллиардов рублей (почти в семь раз больше бюджета Иркутской области).
Сейчас на предприятии проходят обыски.
Отметим, что директором компании "Вуд Континент" является гражданин России китайского происхождения Андрей Сынтинцзун, а учредителями - китайская компания "Бэйэр" и частное лицо Михаил Шельменков. Оба упомянутых лица - участники целой сети лесоперерабатывающих и заготовительных компаний.
Представители Следственного комитета не подтвердили, но и не опровергли названные телеканалом суммы. Между тем оборот в пять триллионов рублей - это треть расходной части бюджета России.
Только на налоги от этой суммы, если бы они уплачивались, Иркутская область могла бы безбедно существовать добрый десяток лет.
Кроме "Вуд Континента", за последние два месяца Следственный комитет провел обыски в десяти лесопромышленных и логистических компаниях. Как сообщили Бабру в пресс-службе СУ СК РФ по Иркутской области, практически везде обнаруживается лес и пиломатериалы без каких-либо сопроводительных документов. Практически вся погрузочная стационарная и передвижная техника в полной мере не соответствует требованиям техники безопасности и не имеет каких-либо разрешительных документов. Кроме того, работники также не имеют необходимых допусков.
В ближайших планах Следственного комитета - аресты предпринимателей, занимающих основные позиции в лесной сфере и ведущих преступную деятельность, аресты должностных лиц муниципальных образования, незаконно выделявших землю под объекты хранения леса и его первичной переработки.
Вряд ли это просто слова. В течение 2015 года иркутский Следственный комитет сумел блокировать деятельность практически всех компаний, занимавшихся нелегальной обналичкой денежных средств. Следователей не остановили ни высокие полицейские покровители "обнальщиков", ни попытки решить вопрос взятками.
Вполне вероятно, что с лесной мафией вопрос будет решен так же жестко и решительно. И в связи с этим возникает интересный нюанс.
Как уже было сказано выше, лесной криминальный бизнес является неотъемлемым элементом закулисной экономики Иркутской области, и в него втянуты все уровни власти, вплоть до. В частности, по данным источника Бабра в региональном правительстве, ряд скандальных тендеров курировал лично один из заместителей губернатора.
На чем остановится генерал Андрей Бунёв в расследовании лесных дел? Или он пойдет до конца, и сядут, как говорится, все?
Новости Прибайкалья - в Вайбере. Только эксклюзив! Подписывайтесь!