Кино-2016: Кто есть Кусто. Водная жизнь французского Улисса
В прокате – красочный и нелицеприятный фильм «Одиссея», биографическая драма о самом известном морском путешественнике прошлого века.
Жак-Ив Кусто (Ламбер Вильсон) с детства мечтал о небе, в юности поступил в Академию морской авиации – и в итоге посвятил свою жизнь противоположной стихии. После Второй мировой, будучи уже семьянином, Кусто бросил военную службу, чтобы заняться океанографическими исследованиями. Во всех его путешествиях на знаменитом впоследствии судне «Калипсо» Кусто сопровождала верная жена Симона (Одри Тоту).
Сам Жак-Ив верным мужем никогда не был – да и отец, признаться, получился из него неважный. Впрочем, оба сына Кусто от Симоны – Жан-Мишель и Филипп – продолжили дело родителя и тоже стали всемирно уважаемыми деятелями, так что отставить обывательские разговорчики. Тем более что давно пора знать: у великих людей не может не быть больших недостатков.
Кусто-сын и Кусто-отец в головных уборах национальной французской героини (речь не о Жанне д’Арк)
Кусто – классный. Об этом знает всяк, кто зырил по телику «Подводную одиссею» в то распрекрасное время, когда омерзительный ныне Первый канал был еще сравнительно приличен и назывался ОРТ.
В 1997-м Кусто склеил ласты – и новые серии прекратились. В 2004-м выдающийся американский режиссер Уэс Андерсон снял восхитительное кино «Водная жизнь», которое было полностью вымышленным, но рассказывало именно про Кусто – даже и не в шибко завуалированной форме. Одна только красная шапка главного героя Стива Зиссу – его играл Билл Мюррей – вовсю сигнализировала зрителю, картину про кого именно ему сейчас кажут.
Сами же французы удосужились сделать художественный фильм о своем знаменитом соотечественнике лишь в нынешнем году. И, вопреки всем ожиданиям, это оказалась скорее ревизионистская, чем традиционная для этого жанра благоговейная биография – елейно почтительная и приторно пиететная. Здесь все не так – никакого низкопоклонства. Уже за одно это фильму сию следует всецело приветствовать.
Жак-Ив и его Симона. У них, увы, все было не так идиллично, как у известного писателя Жан-Поля с другой Симоной
«Одиссея» – то редкое произведение в жанре «ЖЗЛ», в котором герой действительно откроется для большинства реципиентов с неожиданной стороны. Фильм, как говорится, предоставляет возможность узнать много нового. Что у Кусто определенно была обсессия на почве увлечения океаном. Что Кусто не обладал ни малейшей способностью к эмпатии. Что Кусто не являлся таким уж любителем животных: ему даже не чуждо было некоторое живодерство – не из садизма, конечно, а ради результата (съемок очередного фильма). Да что там морские твари, когда Кусто и его собственная семья была сугубо по барабану. Жак-Ив жил полной жизнью именно на воде и под водой, а на земле, в социуме, в быту – так только, словно бы повинность отбывал.
Словом, на русский название фильма смело можно было перевести строчкой из песни Зацепина–Дербенева: «Ты куда, Одиссей, от жены, от детей?». Хотя у этого Улисса, конечно, более чем своеобразная Пенелопа: от мужа ни на шаг, жизнь напролет с ним проплавала, а он все одно чхать на нее хотел. Так и умерла замужней брошенкой – на семь лет раньше супруга; Кусто же, став вдовцом, тотчас женился на другой. Занимайтесь дайвингом, господа, – тоже будете свежи и любвеобильны до глубочайших морщин.
И под водой, и на земле Кусто чувствовал себя, как рыба. То есть во втором случае – выброшенным на берег
Поучительная все-таки историйка: тот, кто десятилетия напролет воспринимался миром в качестве этакого мореплавателя Солнышкина, на деле оказался куда более похожим на капитана Сильвера. Таким же умным и обаятельным, а вместе эгоистичным и жестоким. Даже в деталях портрета есть нечто общее: бессмертный герой Стивенсона был одноногим – Кусто в молодости чуть не ампутировали правую руку после автоаварии.
И, уж конечно, такую роль нельзя было доверять кому попало – тем более после Билла Мюррея. По счастью, режиссер Салль (несколько лет назад он снял в ЮАР недурственную крайм-драму «Теория заговора») сделал конгениальный выбор: 58-летний француз Вильсон куда больше похож на британского актера Файнса, чем на реального Кусто, но зато уж игру Ламбера любо-дорого лицезреть; хитер этот галл на выдумки.
«Одиссея» (L’odyssee) (16+). Режиссер: Жером Салль. Франция, 2016