Почта России: модернизация на марше
Совсем ещё недавно, незадолго до разразившегося в Первопрестольной скандала с обысками в офисе Почты России, мы слышали о её, почты, модернизации. Говорилось, что инвестиции в эту самую модернизацию в 2017 году должны составить почти 54 миллиарда рублей, из них - 16 миллиардов на технологии. Если порыться по источникам, планы выглядят вполне разумно и даже несколько впечатляюще - если не знать, конечно, как поставлено почтовое дело в развитых странах мира.
Разразившийся скандал с фантастической премией самому себе бывшего теперь уже главы почтового ведомства подорвал возникший было образ "встающей с колен" почтовой службы. Главу сменили. И можно было бы сказать, что публика поаплодировала справедливому финалу, но...
Но публика, в данном случае, это мы - население. И аплодировать свершившемуся акту справедливого воздаяния нечистому на руку главпочтмейстеру пока как-то не хочется. Что-то подсказывает, что это - ещё не конец представления, и что финал наступит с финалом ведомства как такового.
С позволения любезного читателя приведу собственный опыт общения с этим ведомством.
Ещё с десяток лет назад довелось мне вступить в натянутые отношения с почтовым отделением №3 города Иркутска. Отделение это - фактически центральное, в нём обслуживаются и рядовые клиенты, и множество расположенных в центре города фирм, фирмочек, чепешечек и прочих юридических лиц, физиономий и мордочек. Расположено оно в некогда роскошных помещениях - два больших операционных зала и три или четыре даже помещения для складирования, разбора и другой обработки поступлений. С одного входа - приём писем и коммунальных оплат, выдача отправлений "до востребования", подписка, продажа мелкой канцелярии и периодики; с другого - посылки, бандероли, выдача (через специальное отдельное окно) заказной корреспонденции, абонентские ящики.
Но с объявлением начала модеризации почтового ведомства в моём родном отделении всё пошло наперекосяк.
Началось всё с ремонта. На самом деле, ремонт был необходим: старинное здание давно "просило каши". Огромные окна не открывались, штукатурка сыпалась, деревянные элементы трухлявились, кондиционеры не работали. Но после завершения ремонта операционные залы почему-то не похорошели, зато знакомые девочки-операторы, довёдшие свои действия до состояния полуавтоматизма и способные работать, кажется, даже вслепую, куда-то делись. На их месте стали возникать неразворотливые хамоватые девчонки, тоже довольно быстро куда-то исчезающие. Отдельное окно для выдачи заказной корреспонденции приказало долго жить, вся её выдача была передана в зал, где раньше письма только принимались. Продававшаяся мелочёвка, даже конверты, открытки и календари, исчезли - как и удобные столы с табуретами. Новые технологии? О да, появилась возможность оплаты с карты. Не всего, впрочем, и наложенный платёж за свои глазные капли мне перевести не удалось, пришлось бежать в ближайшее отделение Сбербанка за наличными. Время же работы тоже изменилось, и зал для работы с письмами стал закрываться в субботу сразу после обеда - а объявление об этом висело почему-то на зале для посылок, за углом. Но тогда, по крайней мере, в зале висело объявление с указанием телефона, по которому можно было позвонить, если очередь составляла более пяти (!) человек. Телефон автоответчика, надо заметить.
Для начала зал, который был отведён работе с письмами, полностью передали в распоряжение почтового банка. То есть с прямыми обязанностями почта справляться перестала, зато стала оказывать услуги банковские. Весь же поток клиентов собственно почты направили во второй, так сказать, посылочный зал, отрядив на все операции двух девочек с одним терминалом и двумя кассами. На все операции - на приём всей корреспонденции, посылок, бандеролей, заказной корреспонденции - и на выдачу всех поступлений. В отделении, где юридические лица всего немаленького торгового и офисного центра перемежаются с большим количеством физлиц, в том числе российских и иностранных туристов, трудовых мигрантов, пенсионеров разной степени мобильности. При этом каждое получение корреспонденции сопровождается заполнением отдельного бланка с указанием паспортных данных, и какая там клиентская база, что вы, господа? Получаете три заказных письма – заполняйте три бланка! Еле пишете? – Ваши проблемы.
Впрочем, в следующий раз, как мне довелось побывать на почте (а было это через неделю) залы снова поменялись. Теперь зал бывших посылок оказался отведён исключительно для получателей посылок от фирмы, если не ошибаюсь, Эйвон, а всё остальное хозяйство переехало в помещение с банком.
Я не ругаю операторов, упаси боже! Их труд сейчас стал поистине Сизифовым. Я даже не пытаюсь ругать руководство отделения - что могут сделать при фатальном сокращении рабочих мест и зарплат какая-нибудь Марьванна - божий одуванчик? Да даже и бой-баба Марьванна. Мне просто интересно: когда уже будет разрешено юридические документы отправлять не Почтой России, а другими почтовыми службами? Как мне ни жаль тех, кого в этом случае оставят без работы, миллионы сограждан мне жаль больше, с часами жизни и километрами нервных окончаний, убитых в почтовых отделениях РФ.
Новости Прибайкалья - в Вайбере. Только эксклюзив! Подписывайтесь!