Криминальный омуль. Николай Николаев как символ законотворческой импотенции
Стараниями депутата Госдумы от Иркутской области единоросса Николая Николаева с 1 октября на Байкале запрещен лов омуля.
Также формально запрещена и продажа омуля, как незаконно выловленной рыбы. До начала декабря разрешалась продажа старой, замороженной рыбы, которая могла храниться в морозильниках с лета.
Законодательная инициатива Николаева вызвала взрыв негодования и среди местных жителей, и у ученых. Напомним, что Николаев ссылался на некие "данные" о резком сокращении популяции омуля. Однако ученые в голос назвали эти данные ложными и высосанными из пальца. Тем не менее прославившемуся своим дилетантизмом единороссу Николаеву удалось протащить скандальный закон через Госдуму.
Как оказалось, строгость российских законов компенсируется многими другими факторами. И в иркутских магазинах, и на знаменитом рынке в Листвянке омуль как продавали, так и продают. Более того - продавцы, не скрываясь, рекламируют омуль как свежайший и только что пойманный. Впрочем, обилие омуля горячего копчения не оставляет сомнений в правдивости продавцов: из мороженной рыбы такое вкусное блюдо сделать невозможно.
Полиция традиционно бездействует и вообще отсутствует. Равно как и Роспотребнадзор, местные власти, прокуратура и другие надзорные органы.
Рынок в Листвянке муниципальный, и он буквально завален омулем. Пустых прилавков нет. Очевидно, что разрешение местных властей на продажу криминального омуля имеется - как минимум устное.
Продавцы знают, что вылов и продажа омуля запрещены. Однако по всем признакам, они знают и то, что на региональном и местном уровне решено инициативу Николаева попросту игнорировать. Продавцы не боятся журналистов, фотосъемки и откровенно рассказывают о том, что именно они продают.
"Как ловили, так и ловят. И будут ловить", - честно сказала одна из продавщиц на прямой вопрос журналиста Бабра.
По словам продавцов, еще в декабре у них пару раз спрашивали, чем именно они торгуют - и приходилось идти на уловки, рассказывая, что продается не байкальский омуль, а привозной ленский или вообще пелядь.
Сейчас однако скрываться перестали. На прилавках - настоящие горы омуля. Создается впечатление, что его еще больше, чем до запрета.
Прибыль идет невероятными объемами. В праздничные новогодние дни Листвянку посещают минимум десять тысяч человек в сутки. Каждый из них покупает от двух до десятка омулей. Стоимость одного хвоста рыбы, в зависимости от сорта и размера, - от 100 до 2000 рублей. Арифметика простая: некие оптовики, заправляющие всем процессом, получают от трех до десяти миллионов рублей выручки в день. Для Москвы, вероятно, более чем скромные деньги. Для нищей Листвянки - огромное богатство.
Фамилию Николаева продавцы не знают, однако в курсе, что законопроект исходит от москвичей. Мнение продавцов по поводу депутатов, их инициатив и Госдумы в целом мы цитировать не станем по цензурным соображениям.
Омуль свободно продается и в каждом кафе и ресторане. На всякий случай слово "омуль" из меню убрали, заменив его на "белую рыбу".