Исполнительный директор ФХМР Сергей Мяус: "...А критиковать вагончики - не мой стиль"
На чемпионате мира по хоккею с мячом в Хабаровске люди для меня разделились на тех, кто хотел общаться, и на тех, кто обходил стороной. Первых было, как ни странно, гораздо больше.
Фото Валерии Нестеровой
Так как в аккредитации мне отказали «без объяснения причин», и пресс-центр, а также микс-зона были для меня закрыты, то я активнее общалась с болельщиками. Но попадались и официальные лица. Например, Николай Емсенко, тренер сборной России по технической и специальной подготовке, очень интересно рассказал о тонкостях работы. Не отказался поговорить и Сергей Мяус, исполнительный директор ФХМР.
Причем разговор мы все как-то переносили, пока, наконец, не настало воскресенье, день финала. Который, кстати, совпал с днем рождения Сергея Анатольевича – именно 4 февраля ему исполнилось… Можно, да? Вы же все равно в википедии есть. Исполнилось 59 лет! А вы думали, почему в «Ерофей-Арену» в этот день пришло так много народу? Поздравить собрались! Шутка.
Сергея Анатольевича я караулила около вип-трибуны во время финала Россия – Швеция. Дозвониться было нереально, я пошла погулять и внезапно натолкнулась на того, кто мне нужен! Сергей Анатольевич шел добрый, слегка расслабленный, и я, памятуя, что у человека день рождения и вообще так-то финал идет, решила не очень приставать.
- Минут пять - можно?
Мы проговорили семь – пока не начался второй тайм. Поскольку ценна была каждая секунда, то приведу разговор полностью.
- Сергей Анатольевич, давайте с самого начала обсудим «грустный» момент: про женский чемпионат мира. Обещали поставить теплые раздевалки, Вы говорили об этом, что 31 декабря все будет готово. А их не было. Кто не проследил, не проконтролировал?
- Для Вас этот вопрос грустный, а для меня неприятный, но не критический. Когда в декабре 2017 года я приезжал в Китай как представитель FIB, то организаторы, услышав замечания, обещали исправить ситуацию. Да, не сделали теплые раздевалки, но закупили ворота, бортики. И у меня не поворачивается язык обвинить их в бездействии. Думаю, что на сегодня Китай сделал всё, что мог. После того, как в Харбине завершился турнир среди команд группы Б, у китайцев появилась возможность проанализировать вопрос о дальнейшем развитии хоккея с мячом. А критиковать «вагончики» – это не мой стиль.
– Мне кажется, это просто неуважение к женщинам. А если бы Ваша жена или дочка играла?
- Я не стану столь категорично, как вы, называть это «неуважением». Я своими глазами видел, как в Китае тысячи людей приходят кататься на коньках на замерзших озерах и не придают такого огромного значения комфорту. Да, возможно, они что-то недопонимают в плане организации, но лучше попробовать и сожалеть, чем не попробовать вовсе. Поверьте, в Чэндэ все было не так плохо, а любой спортсмен должен уметь переносить трудности. И если бы играла моя жена или дочь, я бы сказал им те же самые слова.
А если кто-то хочет попасть на Олимпийские Игры и ничего не делать – такого не будет. Если FIB не будет привлекать новые страны, то мы никогда не попадем на Олимпиаду. Хотя я много раз говорил и повторю, что Олимпиада – это не панацея.
- Ну, уж наших девочек трудно обвинить в том, что они ничего не делают.
- Ваши девочки, с которыми я лично знаком и общался в Харбине, все прекрасно понимают. Но если их «накручивать», то и они будут акцентировать внимание на «вагончиках», а не на своей игре.
- Сейчас много говорят про популяризацию. Почему на женском чемпионате мира не было никого из официальных лиц?
- Почему? Там были официальные лица.
- Кто там был от ФХМР или ФИБ? Я никого не нашла. Только наш Владимир Матиенко.
- Владимир Матиенко – глава российской делегации на ЧМ-2018, представитель ФХМР, он член Исполкома, он ответственный за развитие женского хоккея с мячом. FIB в Чэндэ представлял первый вице-президент федерации Стиг Бертильссон.
- Но при всем уважении Матиенко не настолько привлекателен для СМИ, чтобы увеличивать количество публикаций в центральных изданиях.
- Матиенко отвечает за развитие женского хоккея с мячом в России. У него хорошая команда в Иркутске, все отлично работает, и он был там как представитель – почему нет?
- Но это же чемпионат мира. Почему ни Николай Валуев, ни глава FIB и ФХМР Борис Скрынник…
- У них есть свой рабочий график. И этот вопрос, думаю, стоит адресовать им.
- А меня к ним не подпускают. Хорошо, в четверг в Хабаровске был тренерский семинар, где выступал пресс-атташе хабаровского «Амура»…
- Я сам пригласил этого человека! Изначально планировалось участие журналиста Алексея Золина, но в связи с тем, что он комментировал матчи в Москве, на семинар согласился приехать пресс-атташе хабаровского «Амура». И рассказал много интересных вещей.
- В том числе – то, что сейчас в тренде максимальная открытость, что нужно отвечать на все вопросы и как можно больше общаться. Собираются ли в ФХМР следовать этим советам?
- Лично я никогда не прячу голову в песок, отвечаю на любые вопросы любому журналисту. Я считаю, это нормально. Если вот Вы меня поймали в коридоре – я должен убегать?
- Нет, ни в коем случае! Вопрос такой: после ухода с поста главного тренера сборной России в 2017 Вы – исполнительный директор ФХМР. Расскажите подробнее: что это за должность, какие у Вас обязанности?
- Исполнительный директор ФХМР – это человек, который помимо организационной работы, отвечает за функционирование сборных команд страны. Во-первых, в части утверждения тренерского состава. Во-вторых, в части обеспечения и проведения запланированных сборов. В-третьих, в части ответственности за результат. Я подбираю тренеров и выношу рекомендуемые кандидатуры на весеннее заседание Исполнительного комитета ФХМР. Эдуард Трифонов, которому помогают Игорь Коноплев и Николай Коновалов, отвечает за молодежную сборную, которая в упорной борьбе уступила в финале в Ветланде. Женская команда, с которой давно работает Александр Межуев, сыграла здорово и достойно на упомянутом чемпионате мира в Китае. Команде много лет помогает Владимир Матиенко, который всегда рядом с девушками. Что касается юниоров, то они в Драммене обыграли в финале шведов убедительно – 6:3. И тренеры Дмитрий Щетинин, Михаил Клянин и Роман Гейзель добились хорошего результата. Вот мужской чемпионат мира идет – у нас Михаил Юрьев, Андрей Пашкин и Николай Емсенко работают с командой. Впереди еще чемпионат мира среди игроков до 17 лет, на который команду готовят Аркадий Попков, Владимир Костюнев и Юрий Ахманаев. И чемпионат среди 15-летних, на который сборная России, которую тренируют Александр Савченко, Герман Янцен и Сергей Семяшкин, не смогла поехать в США из-за визовых проблем. Но FIB пошла навстречу, и команды прилетят в Швецию, чтобы сыграть в конце марта. Моя работа – от подготовки документов до проведения тренерских семинаров.
- Для прессы бы еще провели какой-нибудь семинар!
- Про прессу пока ничего сказать не могу, но на семинаре в Хабаровске у нас была резолюционная часть, где тренеры высказали пожелание: сделать финал чемпионата России, который в нынешнем сезоне состоит из одной игры, «двухдневным». То есть 25 марта будет сыгран матч, а днем раньше, к примеру, провести тренерский семинар, на котором специалисты смогут подискутировать о тактике, технических приемах, провести разбор какого-то матча. И я очень хочу увидеть выступления не 2-3 докладчиков, а мнение каждого тренера!
Есть такое выражение – если хочешь чему-то научиться, нужно преподавать. Тренеры это знают, поэтому я сейчас жду от коллег рекомендаций. У нас в планах – проведение российского семинара и международного в рамках чемпионата или Кубка мира. Семинар, в первую очередь, организуется для самих тренеров, которые не должны быть статистами: они должны спорить, рассуждать, отстаивать свою точку зрения, полемизировать друг с другом! Вот тогда будет рост! А когда мы официально приглашаем клуб, а тренеры из Иркутска, Архангельска, Кирова не приезжают, то это очень расстраивает.
Новости Прибайкалья - в Вайбере. Только эксклюзив! Подписывайтесь!