Муниципальное фиаско. Новой бюджетной войны не будет
Совершенно незамеченным прошло одно из ключевых событий в экономической жизни Иркутской области.
20 апреля в Иркутске состоялось заседание комиссии по экономическому развитию и финансам при Региональном совете, в состав которого включены чиновники областного правительства и большинство мэров региона.
На повестке стоял важный вопрос: рассмотрение законопроектов мэрии Ангарска и Братска. Первый предлагал отдать муниципалитетам дополнительно 20% налога по упрощенной системе налогообложения (УСН) и 5% от НДФЛ. Братск выступил с инициативой передать девяти городским округам Прибайкалья 100% транспортного налога.
Вопрос действительно серьезный, предполагающий значительные изменения в структуре областного бюджета. Давайте разбираться.
Напомним, в конце 2016 года состоялся первый раунд так называемой бюджетной войны, по итогам которой муниципалитеты получили 30% УСН и дополнительные 5% акцизов на нефтепродукты. Это стало большой победой городов, прежде всего Иркутска, Ангарска и Братска, получивших в совокупности почти 1,5 миллиарда рублей налоговых сборов.
Конечно, бюджетная война имела совершенно конкретное политическое измерение и была направлена на ослабление позиций губернатора Сергея Левченко. Но это первый план, а на втором - реальная финансовая подпитка крупных городов, являющихся локомотивом региональной экономики.
Новые законодательные инициативы со стороны Братска и Ангарска продолжают эту линию. Посмотрим на ситуацию объективно. Кто платит НДФЛ? В основном - работающие люди в крупных городах, на которые приходится большинство отчислений. Что такое УСН? Это особый налоговый режим для бизнеса, который также базируется преимущественно в мегаполисах. Откуда берется транспортный налог? От автовладельцев, львиная доля которых проживает на территории Иркутской агломерации и, отчасти, братского городского образования.
Скажем прямо, - крупные города Иркутской области могут быть вполне самодостаточны, если им оставлять 100% НДФЛ, собранных на их территории. Плюс УСН, транспортный налог и акцизы. Налог на прибыль можно и нужно отдавать в регион, ведь речь идет о ресурсных предприятиях, эксплуатирующих недра, что проходит по разряду макроэкономики.
Как обстоят дела в реальности? Жесткая распределительная система, где платят богатые, а кушают все, и все одинаково скудно. Это замечание справедливо и для российской экономики в целом, и для ее региональной части. Федерация забирает НДС и НДПИ, а регион берет себе НДФЛ и всякого другого по мелочи. Общий пирог делится на всех, по принципу "прокормим каждого".
В этом есть своя логика. Советская, плановая, авторитарная.
Федерация кормит Тыву, Калмыкию, Чечню, Дагестан, Республику Алтай за счет Красноярского края, Иркутской области, Краснодарского края. Иркутская область кормит Тулун, Ербогачен и Усть-Кут за счет Иркутска, Братска и Ангарска. Это не красивый журналистский оборот, это экономический факт. На выходе, как и было сказано, все живут одинаково бедно, хлебая из общего котла. Распределение. Социализм.
Правительство Иркутской области в этом смысле рассуждает последовательно и обоснованно. Да, перераспределение налогов в 2016 году было выгодно крупным городом, и не очень - бедным МО, кормящимся через межбюджетные трансферты.
Да, новый налоговый маневр сильно ударит по областному бюджету: вплоть до 2,9 миллиарда выпадающих доходов. Из них 2,3 млрд рублей напрямую отойдут в бюджеты Иркутска, Ангарска и Братска. С точки зрения Тулуна или Жигалово - это несправедливо. С другой стороны встает вопрос: почему Иркутск должен платить за Тулун?
Давайте говорить честно: НДФЛ, УСН, транспортный налог - принадлежат городам, потому что собираются в городах. Все остальное - от лукавого.
Конечно, Регсовет - не та площадка, где города могут диктовать области и районам свою волю. Здесь правит бал бюрократический аппарат Правительства и мэрское большинство, сформированное из представителей дотационных территорий.
Законопроекты Ангарска и Братска были отклонены большинством голосов в комиссии. Иначе и быть не могло.
Показательно, что данную тему вообще не освещала пресса, находящаяся в оппозиции к команде губернатора Левченко. Оно и понятно, ведь здесь мы фиксируем однозначное поражение мэрской Фронды. Понятно и другое - без внятного консолидированного выступления (пусть и с политическим окрасом) ситуация и дальше будет развиваться по инерции.
БАБР следит за развитием событий.
Новости Прибайкалья - в Вайбере. Только эксклюзив! Подписывайтесь!