Мединскому – премию, Пикуля – в школы
Занятный обмен любезностями произошёл во время вручения ежегодной литературной премии имени Валентина Пикуля, которое состоялось в день 90-летия со дня рождения писателя в Министерстве культуры РФ.
Первая любезность последовала от учредителей. В 2018 году одним из трёх лауреатов премии стал министр культуры России Владимир Мединский за свой исторический роман «Стена». Известие повергло в лёгкий шок не только литераторов, но и всех неравнодушных к деятельности министра культуры. Попытаемся объяснить, почему.
Международная литературная премия имени В. С. Пикуля была учреждена в 2005 году с целью увековечения памяти писателя и поощрения литераторов, продолжающих традиции исторической и героико-патриотической литературы. С тех пор вот уже 14 лет в день рождения писателя лауреатам вручается медаль с изображением Пикуля, диплом и денежный приз.
И ещё одна небольшая выдержка из положения о премии:
Приём произведений, выдвинутых на соискание премии, производится ежегодно до 1 апреля. Принимаются произведения, опубликованные на русском языке в год, предшествующий году награждения.
Теперь самое время напомнить, что премированный роман Владимира Мединского был издан аж в 2012 году! Более того, других литературных «шедевров» за ним не числится, кроме, разумеется, скандальной докторской диссертации и прочих псевдонаучных публикаций наподобие «Негодяев и гениев PR. От Рюрика до Ивана III Грозного». Почему же учредители премии вспомнили о министерской «Стене» лишь сейчас, спустя шесть лет?
Одна из причин разъяснилась довольно скоро. Оказалось, вдове писателя Антонине Пикуль очень хотелось побеседовать с министром культуры на весьма щекотливую тему. Причём желательно, чтобы в момент беседы тот пребывал в благодушном настроении. Согласитесь, лучшего момента, чем вручение престижной премии, не придумать.
Начала вдова издалека:
«Я очень рада, что премию мы вручаем именно Вам, потому что Вы очень много сделали и, надеюсь, еще сделаете для популяризации наследия Валентина Пикуля».
Вот так. Как мы и предполагали, роман «Стена» вообще ни при чём. Ну а пояснений, что же министру нужно сделать «для популяризации наследия», долго ждать не пришлось. Как оказалось, вдову крайне беспокоит отсутствие произведений супруга в списках обязательной для изучения в школах литературы.
То, что новые федеральные образовательные стандарты (ФГОС) и без того перенасыщены (235 произведений за 5 лет), Антонину Ильиничну, по понятным причинам, заботит мало. Нет, мы вполне допускаем, что её искренне волнует падение популярности супруга. Но и о количестве новых тиражей (а значит и авторских отчислений) в случае включения Пикуля в школьную программу, забывать не стоит.
По логике вещей, Антонине Пикуль следовало бы обратиться не к Мединскому, а к министру просвещения Ольге Васильевой. Но, во-первых, той премию присуждать вообще не за что, во-вторых, дружеские отношения Мединского и Васильевой ни для кого не секрет, так что просить одного – это всё равно, что просить другую. Именно это разомлевший от премии Мединский не сходя с места и подтвердил.
«Это не совсем наша тема, но если Союз писателей сформирует позицию, а вы выберете произведения, то я готов сам с Васильевой переговорить. Это произведения на стыке литературы и истории, они могут быть вдвойне полезны для школьников», – заявил министр.
Вот так, легко и просто, и даже произведения – во множественном числе. Господин Мединский, как и ожидалось, галантно ответил любезностью на любезность. В том, что с подружкой Васильевой он договорится, сомнений нет никаких. Так что чиновники Минпросвещения уже сейчас могут начинать заново перелопачивать ФГОСы, а издательства готовить к печати новые тиражи книг Валентина Пикуля.
Фото: mkrf.ru