Иркутский аэропорт: есть ли выход из штопора?
Разговоры о иркутском аэропорте ведутся, можно сказать, с незапамятных времен. Нынешний построен в глубоко советские времена, еще тогда, когда территория бывшего совхоза ОГПУ «1 мая», где трудились ссыльные, была далеко за границами Иркутска. Сейчас аэропорт оказался почти в центре города.
Основной пассажирский терминал внутренних линий более-менее отремонтирован и в некотором приближении напоминает провинциальный европейский аэропорт 50-х годов XX века. Международный терминал заслуженно считается позором Иркутска, так как похож на какой-нибудь северный аэропорт, куда приземляется один «кукурузник» в неделю.
Проектов по переносу аэропорта имеется несколько. Все они требуют или неподъемного финансирования, или нецелесообразны. Тему модернизации аэропорта постоянно муссирует и «красное» иркутское правительство во главе с Сергеем Левченко. Действующая власть отказалась от планов по переносу аэропорта и ориентируется на строительство нового международного терминала на месте старого.
Все три года правления Сергея Левченко тема аэропорта сопровождается бесконечными скандалами. По всем признакам, в правительстве рассчитывали обойти антимонопольное законодательство и передать модернизацию одной структуре - компании «Новапорт» Романа Троценко. Начиная с 2016 года, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) непрерывно указывает на недопустимость бесконкурсного выбора инвестора аэропорта. Воз, однако, и ныне там - Сергей Левченко упорно гнет свою линию.
Так, в августе 2018 года губернатор провел торжественную закладку первого камня нового терминала Международного аэропорта Иркутск, приурочив ее ко Дню воздушного флота. Ранее губернатор заявлял, что строительство планировалось начать уже в июле 2018 года компанией «Рампорт», имеющей опыт строительства и управления терминалом аэропорта Жуковский в Подмосковье. Известно также, что в конце июня аэропорт Иркутск передал компании ООО «Рампорт Безопасность» в субаренду земельный участок для строительства нового терминала.
Также иркутский губернатор, невзирая на предупреждения ФАС, планирует не только передать компании «Новапорт» управление новым иркутским аэропортом, но и, по некоторым данным, отдать долю в 25% самого авиаузла.
По самым скромным оценкам, грубое нарушение антимонопольного законодательства уже может грозить иркутскому губернатору и членам его правительства как минимум лишением права занимать определенные должности, хотя статья предусматривает и уголовную ответственность.
Аффилированность иркутского губернатора очевидна. Именно компания «Иркутскаэроинвест», соучредителем которой является AEON Corporation Романа Троценко, занималось вопросами подготовки открытого конкурса по выбору инвестора для Международного аэропорта Иркутск, в котором заинтересован потенциальный инвестор - холдинг «Новапорт» Романа Троценко. Коррупционная составляющая налицо.
В конце августа 2018 года скандал вышел на международный уровень. Британская Geonika LLP подала иск в Арбитражный суд Московский области к губернатору Иркутской области Сергею Левченко, правительству региона и двум компаниям – АО «Новапорт Иркутск» Романа Троценко и ООО «Рампорт Безопасность» – о признании их действий незаконными. Сумма иска составляет 650 млн рублей.
Весь этот правовой беспредел можно было бы объяснить, если бы не было других потенциальных инвесторов для модернизации иркутского аэропорта. Однако они есть - более того, эти инвесторы весьма успешно реализуют свои проекты в других городах.
К примеру, когда-то такой же третьеразрядный красноярский аэропорт «Емельяново» был модернизирован структурами Олега Дерипаски всего за два года. Одна из его компаний получила право на строительство нового аэропорта честным путем, победив на конкурсе и предложив наиболее привлекательные условия для края. Без каких-либо коррупционных схем, скандалов и вмешательства ФАС. С первых дней работы к сотрудничеству привлекались местные производителя и подрядчики, использовались материалы местного производства. В итоге новый терминал стал крупнейшим за Уралом. Это один из шести российских аэропортов, работа служб которого соответствует международным стандартам ISAGO. К том уже, за время управления аэропортом структурами Дерипаски производственные показатели только улучшаются. Новые собственники уверенно говорят о преобразовании со временем «Емельяново» в мощный региональный грузопассажирский хаб на пересечении путей из Европы в Азию и обратно.
Качество изменений в красноярском аэропорту чувствуется даже при сухом перечислении его технических характеристик: площадь нового терминала – 58 000 кв. м (в 7 раз больше старого), здесь организовано 5 уровней досмотра и контроля, существует автоматическая сортировка багажа, пропускная способность багажных лент составляет более 1500 сумок в час, в терминале работают 4 эскалатора, 21 лифт и 4 подъемника, новое «Емельяново» способно обслуживать до 5 млн пассажиров в год, внутри и снаружи аэропорта установлено 500 камер видеонаблюдения.
Это единственный аэропорт в Сибири и на Дальнем Востоке, в котором работают 6 телетрапов, позволяющих попадать с борта самолета сразу внутрь терминала. Что уж там говорить о модерновых интерьерах и элементах оформления, основанных на этнических мотивах народов, населяющих берега Енисея…
Казалось бы – построили новый современный терминал со множеством «наворотов», можно и успокоиться, и начать стричь купоны, «отбивая» затраты на строительство. Но «Емельяново» не стоит на месте. В ближайшее время здесь будет построена магистральная рулежная дорожка, которая увеличит количество взлетно-посадочных операций до 35 в час. Также планируется строительство двухсекционного теплого ангара для всех типов судов, в т.ч., - МС-21. И это – только часть планов новых собственников по развитию красноярского аэропорта.
Теперь для сравнения зайдем в маленький и, не побоимся этого слова, убогонький домишко, носящий гордое имя «Международный аэропорт Иркутск». Сервиса нет в принципе. Тесно. Душно. О безопасности можно забыть. На всех углах - мелочная торговля. Залы прилета и вылета больше всего напоминают филиалы конюшни. Как говорится, почувствуйте разницу. А ведь это – «лицо» Иркутска, его «визитная карточка», то, что видят все туристы и гости, ступая на нашу гостеприимную землю.
Между тем, иркутский аэропорт ничуть не менее значим, чем красноярский - если не более. Иркутск – «ворота» и на Дальний Восток, и во всю Восточную Азию. За те три года, пока губернатор Левченко пытается выкроить для себя какие-то сомнительные преференции, устраивая коррупционные схемы с «Новапортом», из иркутского аэропорта можно было бы сделать игрушку. Нужны только политическая воля и, извините за устаревшее слово, честность.
Новости Прибайкалья - в Вайбере. Только эксклюзив! Подписывайтесь!