Инцидент в Керченском проливе: кто провокатор?
Ощущение, что по атмосфере вокруг мы возвращаемся в весну 2014 года, накатывает с полной силой.
На Украине народ кричит «Смерть России!» и забрасывает дымовыми шашками российское посольство. По федеральным телеканалам по другую сторону баррикад, в России, поднялась пропагандистская истерия: Порошенко обвиняют в намеренной провокации с целью отменить выборы президента на Украине и выставить Россию в глазах мирового сообщества как агрессора. Слово «провокация» то и дело звучит с экранов.
Ясно одно: провокация действительно была. Вопрос: с чьей стороны?
Пока всё выглядит так, будто украинцы и в самом деле сознательно пошли на эскалацию. Безмятежно ввести свои военные корабли в акваторию государства, которое Киев официально объявил своим недругом? Это, по меньшей мере, безрассудно. И странно.
Украинская сторона представляет всё так: они, прежде чем направиться к Керченскому проливу, уведомили российских пограничников, что следуют по маршруту из Одессы в Мариуполь. И те, как утверждает Киев, дали добро на движение судов через территориальные воды России.
Напротив, Москва заявляет, что украинцы не подавали предварительной заявки на проход судов.
Захват и таран украинских кораблей в Керченском проливе. Карта событий
Говорить о том, что произошедший инцидент сыграет на руку лишь правящим кругам Украины, не стоит.
Есть мнение, что конфликт в Керченском проливе - попытка Москвы вернуть народные настроения, утраченные со времён присоединения Крыма, и сплотить население вокруг правящей верхушки на фоне военной угрозы.
Сейчас на федеральном телевидении военный инцидент представляют как покушение на государственные границы страны, а действия российских военных в Керченском проливе - как защиту родины.
Не обошлось и без привлечения к конфликту Соединённых Штатов. В политических ток-шоу звучат уверенные заявления, что украинскую провокацию курировали из Вашингтона. Страна снова в кругу коварных врагов, а значит, курс на изоляцию себя оправдывает.
В целом, обе стороны можно заподозрить в провокации в своих целях.
Что получают от этого власти на Украине?
Представление России как агрессора в глазах западного сообщества с вытекающими отсюда последствиями. А именно: ужесточение западных санкций против России и срыв намеченной встречи Владимира Путина и Дональда Трампа в рамках саммита G20.
Кроме того, Пётр Порошенко, вводя военное положение, действительно получает возможность решить некоторые свои внутриполитические проблемы.
Что выигрывает Москва?
Накрутка военной угрозы поможет мобилизовать население вокруг действующей власти. Политику изоляции, которую проводит Кремль, можно смело продолжать.