18+

Дарья ГАВРИЛЕНКО

©  Восточно-Сибирская газета

История Иркутск

6152

31.03.2005, 23:52

Человек войны и мира

Совсем скоро салюты взорвутся яркими брызгами и, растворяясь в небе, в который раз напомнят тысячам пожилых душ о давно минувшем, но оставшемся шрамом на родной земле. Прольются миллионы чистых слез, отражающих пожар воспоминаний.

И тысячи дрожащих рук будут сжимать красные гвоздики – символ мужества и благодарности. И за одно короткое мгновение, в щемящей душу тишине перед глазами пройдут все те, кто отдал свою жизнь в жертву за мир советского человечества. Ничто не проходит бесследно. А для тех, кто прожил четыре долгих года в страхе, весь жизненный путь разделяется на до и после.

Цветущая Украина. Город Конотоп. Лето 41-го. Озорной мальчуган четырнадцати лет от роду, едва скинув школьную сумку с плеча, бежит по колхозному покосу. Ясное небо над головой и свежий ветерок без запаха тревоги и предвестия чего-то страшного. Так вспоминает себя Владимир Савельевич Гордиенко.

Не думал и не гадал он, будучи совсем юным, что через два года, вслед за старшими братьями и сёстрами придётся и ему сжимать в руках оружие и стрелять в жестоких фрицев. Ещё до того, как попасть на фронт, своими глазами увидел Владимир Савельевич то зло, которое несло фашистское войско. Тогда же, в 41-ом немецкие войска оккупировали Украину. Оккупация несла за собой смерть и голод местного населения. На глазах у Владимира Савельевича расстреливали женщин и детей. Жадные и мелочные немцы забирали всё, что можно было унести или съесть, оставляя мирных жителей без всякой надежды на жизнь. И так на протяжении двух лет. Пока советские воины не отстояли плодовитую Украину.

А семнадцатого ноября 1943 года плотненького крепыша ростом не более полутора метров и десятки других его ровесников уже провожали на фронт. Новоиспечённый солдат Гордиенко направлялся вместе со своей частью в Харьков. Оттуда в Богодухов, а затем в Ахтынку, где на скорую руку из старого двухэтажного кирпичного здания без окон и дверей соорудили снайперскую школу. Здесь же прошли обучение военному мастерству. Здесь же впервые Владимир Савельевич взял в руки оружие. А вскоре уже не выпускал его, находясь на линии фронта. Далеко закинула его война. Почти сразу же деревенский мальчишка попал на Вислу, где пришлось ему отстаивать честь Варшавы. До того дня, когда Сталин отдал приказ идти в наступление, стоял в боевом охранении. Грязь, дожди и слякоть – осенние капризы Польши заставляли вспоминать о чистом и уютном родном крае.

Сопротивление врага было неукоснительным, но сила советского духа заставила их бежать. Гнали немцев наши мужественные солдаты подальше от родной земли. Так попал Владимир Савельевич в город Лодз. Часть, в которой служил Гордиенко, подошла к городу рано утром. Русские танки окружили немецкую группировку и не выпускали её из плотно замкнутого кольца. А немного позже, на рассвете началась стрельба, вспыхнули уличные бои.

Владимир Савельевич очень ясно помнит этот город. Именно там он встретил женщину, о храбрости и бесстрашии которой помнит до сих пор. Небольшой снежок покрывал землю, застилая капли ярко-красной крови. На другом конце улицы ранило советского солдата. Смелая медсестра Тоня Клыкова с аптечкой в руках побежала к нему и стала делать перевязку. А когда из-за угла вышли семь немцев в белых халатах, она схватила автомат и с непревзойдённой уверенностью расстреляла дьявольских людей.

Один из них тоже успел сделать выстрел, и вражеские пули пронзили красивую женскую ступню. Тоню забрали в госпиталь. А через два месяца в городе Познань ранение получил и Владимир Савельевич. И попал в тот же госпиталь, где проходила курс лечения храбрая медсестра. За время совместного пребывания в госпитале сблизились и стали настоящими друзьями. Их военная дружба жива и сейчас. Прогулки по паркам Польши, долгая переписка после войны… Через пятьдесят один год после войны Тоня приезжала в Тайшет, где жил Гордиенко.

Судьба распорядилась так, что после военных будней, едва отдохнув от боевых трудностей, Владимир Савельевич связал свою жизнь с железной дорогой. Работая в локомотивном депо станции Конотоп, он был отправлен в Сибирь. Сначала в Новосибирск, а затем в Иркутск. В Иркутске пять бригад, приехавших с далёкой Украины, распределили. И Владимир Савельевич попал по распределению в Тайшет, где работал помощником машиниста на паровозе. Железнодорожные технологии не стояли на месте. Появились тепловозы, позже электровозы. Всё захватил на своём веку бывший фронтовик. Отдав тридцать лет стальной магистрали, он ушёл на заслуженную пенсию машинистом электровоза. Профессиональная жизнь сложилась, сложилась и семейная. Сегодня Владимир Савельевич живёт один. Несколько лет назад похоронил жену, сыновья и дочери разъехались по разным городам. Но даже на расстоянии чувствует он их заботу и внимание.

Так и проходит жизнь ветерана в лёгком дурмане воспоминаний, в спокойствии, сравнимом с затишьем после грозы. И лишь одно желание таится в сердце, израненном войной, мечта о мирном существовании человечества.

Дарья ГАВРИЛЕНКО

©  Восточно-Сибирская газета

История Иркутск

6152

31.03.2005, 23:52

URL: https://m.babr24.news/?ADE=20747

bytes: 4962 / 4962

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Другие статьи и новости в рубрике "Общество " (Иркутск)