18+

Юрий Пронин

©  Байкальские Вести

Политика Иркутск

2843

06.04.2005, 15:32

Будет ли в Сибири "цветная" революция?

Люди стали в целом меньше смотреть телевизор, хотя рейтинг информационных программ на федеральных каналах несколько вырос, -- таков один из результатов, полученных рейтинговым агентством "Кто есть кто" по итогам социологического опроса жителей Иркутска в марте нынешнего года. Исследование, проводимое ежегодно на протяжении последних пяти лет, на этот раз охватило около тысячи горожан, проживающих в различных районах областного центра.

Выборка участников опроса по возрасту, образованию, сфере деятельности, уровню доходов примерно соответствует структуре населения Иркутска. Так вот, если осенью 2004 года только 2 процента опрошенных сообщили, что вообще не смотрят телевизор, то теперь этот показатель составил 6 процентов.

Цифры, которые обнародовал на семинаре для социологов, политологов, специалистов по рекламе и журналистов директор агентства "Кто есть кто" Михаил Зимин, показывают, что рейтинг (уровень смотрибельности) центральных телеканалов, за исключением Ren TV--НТС, снизился. При этом тройка лидеров осталась прежней: со значительным -- в 14 процентов -- отрывом лидирует ОРТ (Первый канал), за ним следуют НТВ и РТР, разрыв между которыми составляет всего один процент, то есть в пределах статистической погрешности. Четвертое и пятое места, опять же с небольшим отставанием, занимают Ren TV--НТС и СТС.

Среди информационных программ центрального телевидения впереди, безусловно, "Время" (Первый канал) и "Вести" (РТР), их регулярно смотрят 58,3 и 55,7 процента всей зрительской аудитории. Далее следует "Сегодня" телеканала НТВ (33,3 процента). Список областных информационных программ, как и в прошлом году, возглавляют "Новости" компании АС Байкал ТВ (их смотрят 56 процентов опрошенных) и "Сей Час" телеканала АИСТ (54,7 процента). Третий показатель -- 40,3 процента -- у программы "Вести-Иркутск" областной гостелерадиокомпании. Не претерпела заметных изменений и картина читательского спроса в отношении печатных СМИ. Иркутяне по-прежнему предпочитают газеты рекламно-справочно-развлекательного содержания: "Видеоканал" (32,3 процента), "Из рук в руки" (21 процент), "Канал 007" (18,7 процента). Список наиболее популярных изданий центропрессы из года в год возглавляют "Аргументы и факты" (читательская аудитория -- 35,3 процента опрошенных) и "Комсомольская правда" (28 процентов).

При этом очевидно, что заслуга региональных приложений к этим газетам в поддержании высокого рейтинга относительно невелика. Наконец, иркутский рынок региональных журналов и справочников, в отличие от газетного сегмента, все еще не сформирован, и здесь остаются свободные ниши. Во всяком случае, доля читателей наиболее популярного издания -- справочника "Желтые страницы" -- составляет всего 13 процентов, у любого из остальных представителей журнальной периодики она не превышает 7 процентов, а 59 процентов иркутян вообще не читает местные журналы и справочники. Постепенно снижается и доля радиослушателей -- сейчас этим средством массовой информации никогда не пользуется каждый пятый из участников опроса. Наиболее слушаемая среди иркутян радиостанция -- "Европа Плюс" (аудитория -- 34 процента), следом, с отставанием в три-пять пунктов, идут "Радио Хит-FM" и "Русское радио". Некогда популярные "Радио России" и "Маяк" находятся ближе к концу списка с рейтингом в 8 и 6,7 процента.

А вот интернет-аудитория Иркутска перешагнула через рубеж, символически отделяющий статусы информационной экзотики от действительно массового ресурса. Ныне 12 процентов опрошенных ежедневно пользуется Интернетом для получения новостей, еще 11,3 процента посещают новостные порталы "всемирной паутины" несколько раз в неделю, 15,3 процента пользуется этим ресурсом изредка, а 14 процентов заходит в Интернет, но не интересуется новостями. В общей сложности вся интернет-аудитория впервые превысила 50-процентный рубеж.

Приведенные цифры могут показаться любопытными, однако еще больший интерес собравшихся вызвали итоги другого опроса, проведенного параллельно с первым. На этот раз, как сообщил Михаил Зимин, было выявлено отношение иркутян к ряду политических событий и процессов в нашей стране. Первый вывод социологов был отрадным: население неплохо информировано о новшествах в государственном устройстве. Так, на вопрос: "Знаете ли вы, что, начиная с этого года всенародные выборы губернаторов заменены назначением их президентом РФ?" -- положительный ответ дали 77 процентов опрошенных.

Не столь однозначна реакция на следующий вопрос -- об отношении к этому шагу федеральных властей. Вариант "это верное решение" предпочли 20 процентов, причем в студенческой аудитории уровень поддержки еще ниже -- 14 процентов. Около 30 процентов горожан относятся к отмене губернаторских выборов в той или иной степени плохо: либо считают, что "это ошибочное решение, которое ведет к снижению роли регионов" (таких 11,3 процента), либо выбирают радикальную оценку -- "это государственный переворот, который лишает население регионов права самостоятельно выбирать свою власть" (18 процентов в среднем и 24,2 процента в студенческой среде). И наконец, значительная доля респондентов -- 34,3 процента -- колеблется, считая данную меру "спорным решением, последствия которого неясны". Остальные 17 процентов отнеслись к заданному вопросу безразлично.

По мнению доктора юридических наук, заведующего кафедрой конституционного права Иркутского государственного университета, профессора Сергея Шишкина, чуть негативный баланс ответов может измениться в сторону позитива, если, во-первых, президент назначит на губернаторские посты в основном тех, кто их занимает сейчас (это успокоит элиту), и, во-вторых, если назначенные главы регионов будут работать лучше избранных. Пока же, судя по итогам опроса, население не в восторге от президентской инициативы.

На вопрос, участвовали ли они в выборах губернатора Иркутской области четыре года назад, "да" ответили 48,7 процента, не ходили голосовать 32 процента, не достигли тогда 18-летнего возраста 10,3 процента и не помнят 8,3 процента. А вот на вопрос "Вы приняли бы участие в выборах губернатора летом 2005 года, если бы они состоялись?" утвердительный ответ дали 58,3 процента иркутян, имеющих право голоса. Еще 24,3 процента голосовать бы не пошли, а 16,7 процента затруднились ответить. Возможно, отмена выборов сама по себе вызвала чувство несправедливости и, как следствие, повышенный интерес и протестные настроения у части избирателей.

"Данные опроса показывают, что тему губернаторских выборов рано считать закрытой, и у команды президента могут быть проблемы в будущем, -- считает Михаил Зимин. -- У людей украли возможность голосовать, и со временем региональные и федеральные контрэлиты могут аннулировать спорное решение главы государства. Во всяком случае, возврат к избранию губернаторов на прямых выборах может стать одним из ударных лозунгов оппозиции".

Заданный, что называется, в лоб вопрос: "Одобряете ли вы политику президента Путина?" -- тоже выявил раскол в обществе: примерно треть (31,7 процента) ответила "да", почти столько же (ровно 30 процентов) -- "нет", 35 процентов затруднились определить свое отношение. Если под воздействием дополнительных факторов, включая мощный нажим со стороны центрального телевидения, колеблющиеся все-таки поддержат Владимира Путина, то как раз получится цифра в 65-67 процентов поддержки нынешнего президента, зафиксированная в ходе избирательных кампаний. А если не поддержат?

"Отношение к нынешнему президенту нередко зависит от уровня доходов профессии и образования респондентов", -- считают сотрудники агентства "Кто есть кто". Степень поддержки Путина выше среди работников бюджетной сферы, в малообеспеченных семьях, у людей с образованием "ниже высшего", пользующихся, как правило, лишь одним средством массовой информации -- телевидением, да и то эпизодически. Напротив, те, кто работает в негосударственном секторе, получил высшее образование, является потребителем нескольких СМИ, обладает -- по самооценке -- хотя бы средним доходом, реагируют на политику нынешнего президента с той или иной долей критики.

Разумеется, при таком раскладе сторонников Путина больше, чем противников или умеренных критиков, но может ли быть это большинство опорой для демократии и рыночной экономики? Качество пропрезидентского большинства позволяет стране решить одни проблемы, но порождает и консервирует другие. За последние месяцы отношение почти половины (49,3 процента) избирателей к президенту Путину не изменилось, 32,3 процента, напротив, изменили свою позицию, 14 процентов затруднились ответить, 3,7 процента отнеслись к вопросу безразлично. Среди, тех, кто изменил отношение, лишь 6 и 11,7 процента улучшили или скорее улучшили свое мнение о Владимире Путине, зато 20,7 и 18,7 процента -- ухудшили и скорее ухудшили.

Многие -- почти 38 процентов -- затруднились ответить, как изменилась их точка зрения. Иными словами, динамика отношений иркутян к президенту имеет негативную окраску. Как отметил на семинаре руководитель фракции "Родина" в Законодательном собрании области Георгий Кузьмин, не последнюю роль в этом сыграла монетизация социальных льгот.

Существенная доля избирателей не испытывает иллюзий относительно природы нынешней власти и действительных мотивов ее действий, однако считает такую ситуацию приемлемой. На вопрос: "Чьи интересы, на ваш взгляд, отражает политика президента Путина в большей степени?" лишь 19 процентов ответили: "Народа". Это намного меньше, чем число сторонников президента.

Получается, что немало избирателей, лояльных к Владимиру Путину, считают, тем не менее, что он отражает другие интересы. Чьи именно? 26,7 процента полагает, что "бюрократического чиновничьего аппарата РФ", 24,7 процента -- силовых структур, 22,3 процента -- партийного аппарата "Единой России", 17,7 процента -- некоторых олигархических кланов и группировок, 13,7 процента -- столичного бизнеса, 10,3 процента -- свои собственные интересы, а 16 процентов выразили безразличие к вопросу. Сумма полученных процентов превышает цифру 100, так как можно было выбрать сразу несколько вариантов. Спектр партийных предпочтений довольно близок к результатам выборов 2003 года в Государственную думу на территории Иркутской области.

Правда, поддержку "Единой России" высказали всего 16 процентов, или вдвое меньше, чем полтора года назад или на выборах в Законодательное собрание минувшей осенью. Однако при этом 47 процентов избирателей не поддерживают ни одну из существующих партий. С одной стороны, столь большая цифра означает, что многие иркутяне не удовлетворены "рынком партийных предложений" и готовы поискать что-нибудь лучше. Однако если подходящий, с их точки зрения, товар не будет предложен, то они будут действовать по одному из двух вариантов: или не пойдут на выборы, или проголосуют за "Единую Россию", которая под мощным воздействием официозных СМИ предстанет в облике "меньшего зла".

Второе место в партийном рейтинге занимает ЛДПР -- 9 процентов, далее следуют "Родина" -- 7,3 процента и КПРФ со скромным результатом в 5,7 процента. Объединенная демократическая партия получила бы сейчас, в случае ее создания, 3,7 процента голосов. В числе вопросов, заданных социологами агентства "Кто есть кто?" был, казалось бы, явно провокационный: "В конституциях некоторых стран зафиксировано право граждан на бунт против действий правительства, если оно посягает на интересы общества. Нужно ли это право гражданам России?". Впрочем, как пояснил Михаил Зимин, такое право не является чем-то предосудительным для демократических стран и зафиксировано, например, в американской декларации независимости, что называется, "на черный день". Распределение ответов оказалось не менее радикальным, чем сам вопрос: 48,3 процента в среднем и 54,1 процентов среди студентов считают такое право необходимым. Лишь 22,3 процента отнеслись к такому новшеству негативно, а еще 22,7 процента затруднились с ответом (остальные 5,7 процента проявили безразличие).

Готовы ли жители нашего города активно участвовать в массовых политических движениях? Смотря, о каких целях речь. Скажем, если в России (Сибири) возникнет политическое движение, направленное на отстранение законным путем существующих президента и правительства (по типу украинской "оранжевой" революции), то в него вступят 10 процентов опрошенных при чуть большей активности студенчества (11,2 процента). Однако с учетом тех, кто не вступил бы, но поддержал подобное движение морально, цифра потенциальных "оранжистов" возрастает до 33,7 процента. Еще треть -- 34,3 процента -- затруднилась дать однозначный ответ, 12,7 процента отнеслись к вопросу безразлично, и только 18,7 процента выступили бы против "оранжевого" движения, составив, тем самым, базу контрреволюции.

Выходит, получив уже на старте втрое больше активных сторонников, чем гипотетическая "объединенная партия демократов", "украинский клон" имеет в Сибири реальную перспективу, если... ...если не появится другое движение -- направленное на повышение экономического и политического статуса Сибири в составе России. Такое движение поддержало бы явное большинство иркутян -- почти 70 процентов: 31,7 процента из них вступили бы в его ряды, а 38,3 процента поддержали бы морально. Уровень поддержки может быть еще выше, так как затруднились выразить свое отношение 18,3 процента, а еще 9 процентов пока безразличны. И только единицы -- 2 процента -- выступили бы против движения сибирских автономистов.

По мнению организаторов опроса, возникновение и развитие движения за повышение статуса Сибири позволило бы парировать и сепаратистскую альтернативу, проскочить между двух крайностей -- "оранжевой" и "бело-зеленой" (по цвету "государственного" флага Сибири). Широкое осознание сибиряками, что восточные территории являются объектом колониальной эксплуатации со стороны европейской России, должно найти выход, и если он не будет умеренным, то возрастает вероятность радикального. В политическом движении, направленном на отделение Сибири от Москвы, готовы участвовать 20 процентов, а еще 14,7 процента поддержали бы его морально.

Правда, тут студенты не проявляют энтузиазма -- только 12 процентов из них стали бы активистами. Видимо, молодые люди в большей степени, чем остальное население, ощущают себя "гражданами мира", интегрированными в международное сообщество и склонными к объединению, слиянию существующих государств, а не к созданию новых. 31 процент опрошенных выступил бы против сепаратистов, 28,7 процента затруднились определить позицию, 5 процентов относятся к вопросу безразлично.

Следует отметить, что на фоне централизации страны и закручивания гаек в пользу Москвы популярность идеи отделения сибирских территорий и создания Сибирского государства быстро увеличивается. "Люди, собственно, уже построились, а вождей до сих пор нет, -- считает Михаил Зимин. -- Вопрос в том, какой именно из массовых запросов будет удовлетворен и кто сможет это сделать -- нынешняя элита или новая".

Юрий Пронин

©  Байкальские Вести

Политика Иркутск

2843

06.04.2005, 15:32

URL: https://m.babr24.news/?ADE=20896

bytes: 14923 / 14923

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Другие статьи и новости в рубрике "Культура " (Иркутск)