Политическая экспертиза от Дмитрия Люстрицкого
В течение 2004 – первой половины 2005 года ситуацию в Иркутской области в определенной степени можно было назвать тупиковой. Борис Говорин находился на посту губернатора уже восемь лет.
Являясь сторонником концепции «Сильные регионы – сильная федерация» Говорин, несмотря на безусловную лояльность президенту, все же выпадал из новой политической обоймы.
Массовый приход в Иркутскую область крупного капитала, как московского, так и транснационального не был ознаменован тотальным господством какой-то одной финансово-промышленной группы. Во многом, это было обусловлено политикой Бориса Говорина, который старался играть на противоречиях между ФПГ, а также между ФПГ и федеральным центром. Это позволяло сохранять ему сильную самостоятельную позицию, в то же время оставаясь над схваткой.
Однако методы, которые прекрасно работали в девяностые, оказались негодны для новой политической конфигурации. Администрация президента не видит в губернаторах равных игроков, ставя во главу угла безукоризненное исполнение и отсутствие дискуссий. Ситуацию усугубило и то, что в Иркутской области в период, предшествующий назначению, шла борьба за Ковыктинское газоконденсатное месторождение и золоторудное месторождение Сухой Лог. В этой ситуации центр предпочел бы иметь в Иркутской области губернатора-исполнителя, не ангажированного какой-либо частной корпорацией и не претендующего на собственное видение проблемы.
Безусловно, выбор Тишанина был абсолютно сюрпризом не только регионального истэблишмента, но и для Москвы. Не случайно корреспондент «Коммерсанта» Андрей Колесников упоминал, что в кулуарах президент Путин признал, что для него решение о назначении Тишанина было неожиданным (как ни парадоксально это звучит). Скоре всего, решающим фактором оказалась именно абсолютная политическая «стерильность» Александра Тишанина – и, разумеется, своевременно поданная рекомендация. Чья – до сих пор достоверно неизвестно, но среди доброжелателей чаще всего называют руководителя РАО РЖД Якунина.
Нет сомнения, что Александр Тишанин имеет сегодня колоссальный карт-бланш от президента и полную свободу от политических обязательств предыдущей администрации. Это, в принципе, позволило бы ему повести собственную политическую игру. Но первые же его решения – поддержка «Газпрома» и «Роснефти» в отношении сырьевых проектов, находящихся в области, попытка прямой атаки на ВСГК вызывают большие сомнения в отношении его понимания приоритетов развития Иркутской области. Создается впечатление, что собственной политической карьеры в регионе Александр Тишанин сознательно не желает, оставаясь скорее служащим вертикальной государственной корпорации, нежели самостоятельным политиком.
В ситуации, когда губернатор не является самостоятельным центром силы, а лишь воспроизводит некие функции, делегированные ему в Москве, роль переговорщиков и региональных лидеров остается другим. Например, депутатам Законодательного собрания и Государственной Думы. Речь не идет о сознательной и оголтелой оппозиции – но вес и влияние в региональной политике таких фигур, как спикер ЗС Виктор Круглов или депутат ГД Виталий Шуба, растет буквально на глазах.
Население региона однозначной оценки назначению не дало: с одной стороны, население за восемь лет работы предыдущего губернатора психологически «устало» и связывает с появлением новой фигуры определенные надежды на лучшее. С другой стороны, Тишанин был мало известен населению, и пока его пресс-службе не удалось преодолеть настороженность сибиряков. Тем более что в области информационной политики администрация Александра Тишанина предприняла несколько шагов, эффективность которых пока оценить сложно. Это попытка учреждения собственной областной газеты и курс на сотрудничество с одной из крупных частных телекомпаний. Возможно, что новации в отношениях со СМИ, это скорее - последствия кадровых перестановок, чем новый курс информационной политики. В любом случае, об информационной открытости говорить не приходится, скорее наоборот, ведь за информационный блок губернатора сегодня отвечают бывшие сотрудники таких «открытых» организаций, как пресс-служба ВСЖД и ГУВД Иркутской области.
Люстрицкий Дмитрий Георгиевич, шеф-редактор, газета "Восточно-Сибирская правда"
Опубликовано: Фонд Развития Информационной Политики