Ровно 65 лет назад начался легендарный перелет через Северный полюс
Экипаж Валерия Чкалова за 3 дня без посадок преодолел расстояние от Москвы до Ванкувера. Тогда летчиков в Белом доме принял Президент США. А все мальчишки мечтали управлять крылатыми машинами.
На месте откуда стартовал экипаж Валерия Чкалова нет ни памятника, ни мемориальной таблички. Обелиск поставили американцы на аэродроме Пирсон филд в Поротленде, где Чкалов, Байдуков и Беляев приземлились. На Родине о героическом для тех лет перелете напоминает только название аэродрома - Чкаловский.
В этом полете легендарно, героически и впервые практически все, на всем протяжении полета. Для начала, чтобы загруженный под завязку самолет смог стартовать, построили специальную взлетную полосу - 4 км, под уклон для ускорения. Только так он по расчетам смог бы взлететь Самолет с надписью на борту "Страна Советов" был одномоторный, и на этом самом моторе Чкалову, Байдукову и Беляеву предстояло лететь без посадок почти 3 дня. Шести тонн горючего должно было хватить. Все остальное, запчасти, продукты и баллоны с кислородом брали по минимуму.
Владимир Казашвили, летчик-инструктор: "Кабина самого летчика. Очень маленькая площадь, подготовлена только для двух пилотов, а экипаж из 3-ех человек. Поэтому третий ютился где-то на масляном баке".
Погода в Арктике, там где пролегал маршрут оказалась хуже, чем предсказывали. Грозовая облачность загоняла машину все выше, из-за этого значительная часть полета прошла на предельной высоте. Маневры сокращали горючее, но его все же должно было хватить, но главное могло не хватить кислорода.
Владимир Казашвили, летчик-инструктор: "Запас кислорода был ограничен. Его экономили. Преимущество было у летчика. Остальные перебивались кое-как. Дышали по очереди. Главное, чтобы пилот не потерял сознание".
При этом у экипажа закончилась вода - пришлось охлаждать двигатель, а маслопомпу крутили вручную. Когда в баке оставалось 77 литров топлива, самолет пошел на посадку. Это было 20 июня. После 63 часов 15 минут и 8 тысяч 504 км полета там, где до них никто не летал.