Горе от труда. Опыт ГУЛАГа вновь востребован
Проекты новой индустриализации Сибири, активно лоббируемые губернатором Красноярского края Александром Хлопониным, востребовали советский опыт трудовых свершений.
Прошлым летом на очередные "стройки века" в тайгу поехали студенческие стройотряды, сейчас стать топливом нового покорения Сибири готовятся зэки. Без ГУЛАГа у нас никак не выходит.
Генерал Владимир Шаешников, возглавляющий в крае службу исполнения наказаний, заявил, что Хлопонин уже поддержал старую идею привлечения осужденных к экономическим "мегапроектам": "Мы рассматривали возможность участия уголовно-исполнительной системы в чистке ложа водохранилища Богучанской ГЭС, в строительстве продолжения железнодорожной ветки на Карабулу, а также участия осужденных и личного состава в заготовке и отстреле животных на севере края. В связи с тем, что количество оленей резко возросло. Это позволило бы обеспечивать мясопродукцией не только себя, но и другие федеральные службы".
Речь, поясню, о грандиозном проекте освоения Нижнего Приангарья, который рекламируется как пример долгожданного "частногосударственного партнерства". Анатолий Чубайс и Олег Дерипаска договорились совместно достроить Богучанскую ГЭС и воздвигнуть тут же индустриальный узел ≈ в частности, алюминиевый, целлюлозно-бумажный комбинаты. Государство сделало зачем-то ответный жест, взявшись на средства бюджетного инвестфонда строить здесь для промышленности инфраструктуру и очищать ложе очередного мертвого моря от леса и деревень. Экологической экспертизы проекта нет. Владимир Путин не раз встречался с Дерипаской и согласовал такое "партнерство".
Либерал-консерваторы, к коим относится и команда Хлопонина, говоря о покорении Восточной Сибири с ее еще почти не тронутыми углеводородными и прочими богатствами, черпают термины из советского прошлого. И их риторика не может не напоминать подобный сталинский проект. Так что новость о привлечении к проекту зэков выглядит логично.
Логично и другое. В уже наступившую эпоху новой индустриализации и поднятой целины крепко позабыто то обстоятельство, что Россией вообще-то подписана Венская конвенция. А значит, она обязалась не обеспечивать трудом осужденных получение прибыли.
Берия был бы доволен: лагерная экономика меняется слабо. Руководство ГУФСИН рассказало, что заключенные красноярских колоний в год создают продукции на 1,5 млрд рублей. Это по-прежнему труд в Норильском промрайоне, лесозаготовки. Сообщается, что на Ангаре, помимо прочего, появится деревообрабатывающий комбинат (объем инвестиций ≈ 3 млн евро), где будут работать преимущественно заключенные. Еще генерал Шаешников порадовал земляков тем, что красноярцы будут жить в домах, построенных зэками. ГУФСИН подписало соглашения о сотрудничестве с несколькими строительными компаниями, и осужденные уже вкалывают на объектах "Монолитстроя".
Колонии вышли на рынок с собственноручно выращенными картофелем, капустой, помидорами. То есть, получается, можно будет есть помидор от заключенных, сидя на стуле их же работы в квартире, ими построенной.
Раньше труд зэков крепил мощь первого в мире государства рабочих и крестьян. Теперь он помогает богатеть наиболее удачливым миллиардерам из тех, чье состояние ежегодно подсчитывает "Форбс", и отдельным счастливчикам из бизнеса регионального масштаба. Это не ГУЛАГ. Это называется рабовладельческим строем.