Где деньги, Вов?
Коррупция настолько сильно разъела не только устои нашего государства, но и каждый его элемент, что острейшую эту проблему стало невозможно далее замалчивать даже верховной власти. В 2006 году в рейтинге коррумпированности стран мира Россия заняла 127-е место из 163-х.
Нашими соседями по списку глобальных лидеров мздоимства являются Гондурас, Непал, Филиппины и Руанда. Было бы справедливо, если бы г-н Путин общался не с руководителями США, Германии, Великобритании, Франции и Японии, а вождями своего уровня – сто двадцать седьмого. Русская пословица не зря ведь гласит: «Всяк сверчок знай свой шесток».
Но г-на Путина не устраивает гондурасо – руандский шесток, и потому он имитирует борьбу с коррупцией. Например, в послании Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года он пристыдил всех коррупционеров, в том числе и «недобросовестную часть бюрократии». Последние, я полагаю, потупили взор, но никак не более: в полном соответствии с сюжетом басни дедушки Крылова («а Васька слушает, да ест») продолжают наживаться за чужой счёт. И что же президент? А он в нынешнем послании просто упомянул о коррупции через запятую в ряду других проблем. У Путина в игре другие фишки, борьба с коррупцией задвинута им на задворки памяти.
Но не у всех людей такая удобная память. Очень многие по-прежнему видят в коррупции одну из главных угроз существованию страны. Особенно остро коррупционная проблема стоит в сфере распределения государственных заказов, где оборот средств составляет 10 процентов валового внутреннего продукта страны. Общественный контроль над империей мздоимства находится у нас в зачаточном состоянии. Может быть, одним из первых ростков этого контроля стал проект «Национальный рейтинг прозрачности закупок». Участвующие в нём аналитики считают, что в 2006 году общие потери рынка от закупок по завышенным ценам составили 650 миллиардов рублей. Неплохая кормушка для чиновных «васек»!
А теперь посмотрим, какие структуры и личности выглядят не в лучшем свете. Всех участников закупок проект распределяет по пяти уровням прозрачности. Первый уровень – гарантированная прозрачность, второй – высокая, третий – средняя, четвёртый – базовая, пятый – низкая. Попадание в уровень с низкой прозрачностью – это для правоохранительных органов громкий сигнал: «Здесь воруют!»
В 2006 году проектом «Национальный рейтинг прозрачности закупок» рассмотрена работа 87 федеральных государственных закупщиков (это министерства и ведомства страны). Так вот, в уровень гарантированной прозрачности не попала ни одна (!) государственная структура. Зато в уровень низкой прозрачности вошли аж 44. Читаю список – знакомые всё лица! Минздравсоцразвития во главе с Зурабовым, Минсельхоз с Гордеевым, Минтранс с Левитиным, федеральное агентство по атомной энергии (Кириенко), федеральное агентство по культуре и кинематографии (Швыдкой). Но в этой же вороватой компашке – кто бы мог подумать? – и Центральная избирательная комиссия, и Пенсионный фонд, и Центральный банк РФ, и Федеральное казначейство. Наконец, в этом же чёрном списке мы видим даже Министерство внутренних дел. Позвольте, а кто же тогда в нашем государстве будет хватать мздоимцев за руку?..
Проектом уделено внимание и региональным государственным закупщикам. 50 регионов страны распределены по уровням прозрачности. Оценка «гарантированная прозрачность» дана работе только трёх субъектов РФ: Москве, Санкт-Петербургу и Татарстану. В самую подозрительную категорию вошли 17 регионов, в том числе Бурятия, Краснодарский край, Московская, Нижегородская, Новосибирская и Свердловская области.
А где же Приангарье, спросит читатель? Наша область балансирует на самой границе между группой регионов с низкой прозрачностью и группой с базовой прозрачностью. Если у лидеров итоговая оценка превышает 200 баллов (Москва – 253, Питер – 234, Татарстан – 220), а у всех регионов с низкой прозрачностью стоит оценка «мене 10», то Иркутская область заработала 11 баллов.
Скажите, пожалуйста, если г-н Путин в самом деле озабочен удручающим состоянием повальной коррупционности в руководимой им стране, то что мешает ему своим указом освободить от занимаемых должностей губернаторов тех самых семнадцати регионов, на которых поставлено клеймо: «Здесь воруют»? Кто мешает вынести самое строгое предупреждение г-ну Тишанину, а также потребовать в трехмесячный срок сделать траты бюджетных средств прозрачными? Ведь Путину же не нравится гондурасо – руандский уровень его руководства страной? Кто мешает принять меры?..
Проектом «Национальный рейтинг прозрачности закупок» проанализировано состояние дел в 50 муниципальных образованиях страны. И вновь уровня «гарантированная прозрачность» не достиг ни один муниципалитет. Иваново, Набережные Челны, Архангельск и Красноярск с итоговыми оценками от 140 до 113 баллов вошли в группу «высокая прозрачность». Это самые лучшие – числом всего четыре. А вот в перечень самых нечистых на руку вошли сразу 30 муниципалитетов. Это 60 процентов от числа обследованных. То есть в России в 60 процентах муниципалитетов их власти расходуют бюджетные средства не во благо горожан, а во благо самих себя. И эти же самые власти на каждом углу кричат о жестокой нехватке средств в бюджетах. Понятно, почему не хватает – воруют...