«По маршруту дедушки». Энтузиасты восстанавливают кладбища чешских легионеров в Сибири
Отдел попечения о военных захоронениях министерства обороны Чехии выделил средства на восстановление в Иркутcке памятника, установленного чехословацкими легионерами (или белочехами, как их называли в СССР) в память о своих боевых товарищах, погибших здесь в 1918-20 гг.
Снова обозначить могилы и установить таблички с именами не удастся. Списка умерших нет, а на месте военного кладбища в 60-е годы построили жилые дома.
За последние три года в России отремонтировали или восстановили уже несколько мест погребения чехословацких солдат. Совсем недавно на кладбище в Бузулуке обновили памятник и могилы военных , павши х в двух мировых войн ах (в Оренбургской области похоронено почти сто чехословацких солдат ) . Еще одно захоронение восстановили на Морском кладбище во Владивостоке. В Иркутске и его окрестностях в Гражданскую войну погибло больше всего чехословацких легионеров ; историки обнаружили три места их захоронения. Здесь проходила самая крупная военная операция с участием чехословаков, - вместе с белыми они пытались с тыла разгромить большевистские отряды, охранявшие Кругобайкальскую железную дорогу. Точное количество павших здесь солдат до сих пор неизвестно.
Российский филиал Чехословацкого национального совета организовал в Челябинске, Иркутске и Владивостоке скульптурные мастерские, чтобы на местах погребения не только своих, но и русских солдат установить достойные памятники. Так возникло более десяти захоронений в Барабинске, Томске, Красноярске и других городах Сибири.
Особое внимание энтузиасты уделяют Иркутску. Как рассказывает сотрудник Военно-исторического института Чехии Томаш Якл, в городе было несколько захоронений чехословаков: «На одном из них, бывшем военном кладбище, в 1919 году установили памятник в виде фигуры женщины, которая символизировала родину. Сейчас там остался только фундамент, скульптуру снесли в советское время. Камень, из которого она была сделана, потом использовали при строительстве зданий. Скульптуру придется воссоздавать по фотографиям при посредничестве организации “ Военные мемориалы ” . На территории Иркутска существует и еще одно военное кладбище, где тоже был памятник - три стелы. На одной из них был изображен герб Чехословакии, на ее вершине сидел каменный сокол. Там похоронены легионеры, которые погибли во время захвата Иркутска в 1918 году и во время боев около Байкала».
Чешские историки долгое время не знали, где точно находятся захоронения. В архивах есть лишь фотографии монументов, в самом городе от памятников и могил практически ничего не осталось. Их поисками занялся член общественной организации «Память чехословацких легионов» Томаш Нетопил. Он объясняет РС свой интерес к этой теме: «Впервые я приехал в Иркутск в 2004 году просто как турист, чтобы пройти по пути легионеров, по маршруту моего дедушки. Искал какие-нибудь следы, что-нибудь, что сохранилось. Ничего не нашел. Но эта тема меня так захватила, что на следующий год в мае я туда приехал снова. Познакомился с местными историками. С их помощью на следующий год мы нашли первое место, где стоял памятник, и где похоронены чехословацкие легионеры. Это было в иркутском районе Радищево на бывшем военном кладбище. На этом месте теперь стоят жилые дома. Прямо на могилах строили дома в 1960-х. Люди копают землю, выращивают овощи, и время от времени находят человеческие кости. Дома стоят просто на костях».
Чешские историки считают, что захоронения чехословацких легионеров в России уничтожались вовсе не по политическим причинам. Когда в городе не хватало места, кладбищенские участки отдавали под строительство. Например, в Красноярске кладбище легионеров снесли лишь в 1985 году, когда на этом месте было решено построить мемориал к 40-летию победы во Второй мировой. Некоторые памятники ветшали от времени и разрушались сами – как тот, что стоял около железнодорожной станции Посольская под Иркутском, где находится самое крупное место захоронения чехословацких легионеров. Тут же погребены и солдаты Белой армии. «Память чехословацких легионов» в прошлом году установила на этом месте крест, а в следующем на стене Посольского Спасо-Преображенского монастыря появится табличка с текстом на русском и чешском в память об исторических событиях.
Томаш Нетопил нашел и место второго иркутского памятника недалеко от железнодорожного вокзала. По его словам, на месте кладбища теперь разбит парк, восстановить здесь его пока не позволяют городские власти: «В Радищеве - другое дело. Это частная усадьба. Я думаю, что с владельцами я договорюсь. Есть пожелание, чтобы иркутская дума им дала квартиры, чтобы они ушли из этой усадьбы. Они сами хотят жить лучше, не в деревянном домике на кладбище».
Чешские власти восстановят только памятник. В архивах не сохранилось поименных списков погибших в России чехословацких легионеров. «Это было военное кладбище - недалеко была военная больница, - поясняет Томаш Нетопил. - Там хоронили людей, которые умерли от боевых ран и болезней. Там есть чехи, русские. Потом сверху хоронили мертвых, которые погибли во время сталинизма, и еще в конце Второй мировой войны. Чешские легионеры лежат где-то глубоко внизу».
Памятник «Чехия» на бывшем военном кладбище Иркутска появится уже в следующем году.