В «Тальцы» привезли полуразрушенную кузницу
В Иркутске пройдет Международный фестиваль кузнецов.
Еще 10 лет назад в селе Гогон Качугского района исправно работала деревянная кузница. Но с 2000 года она перестала действовать, начала постепенно разрушаться, оседать, стены ее покрылись мхом. Тогда администрация историко-архитектурного комплекса «Тальцы» решила взять кузницу под свою опеку — здание было перевезено на 47-й километр Байкальского тракта. Сейчас кузница почти собрана, и уже в мае здесь начнут ковать металл. А в сентябре на территории «Тальцов» пройдет колоссальное событие — Международный фестиваль кузнецов. Почувствовать себя ковалем сможет любой желающий.
Появление кузницы в «Тальцах» — большая удача
Кузницу еще в 1910 году построил Порфирий Лагерев. В 30-е годы она была национализирована и передана колхозу. Внуки Лагерева вспоминали, что дед частенько с грустью подходил к своей бывшей кузнице, гладил родные бревна и откровенно печалился, что ковальня больше ему не принадлежит.
До 2000 года кузница более-менее работала, здесь подковывали лошадей, справляли свои мелкие хозяйственные нужды жители села и близлежащих деревень. Но в XXI веке кузница оказалась никому не нужной, она словно осиротела, о чем наглядно говорил ее внешний вид: стены осели, покрылись мхом, крыша разрушилась. Хотя гогонскую кузницу смело можно назвать уникальной — у нее была нетипичная для такого вида построек желобковая крыша, а горн был сложен из плетняка (камня) и засыпан глиной.
Валерий Кондратьев, председатель Иркутского регионального отделения Союза кузнецов России, признался, что подобного ни разу не видел. Сказалась смекалка местных жителей, они использовали для закладки горнила местный камень, и это было верным и в то же время оригинальным решением.
Пол в кузнице был деревянным (хотя обычно в кузницах пол земляной) и был засыпан глинисто-кизяковой смесью — в целях противопожарной безопасности прежде всего.
Как обещает директор «Тальцов» Владимир Тихонов, плетняк из Качугского района уже завезен на территорию музея и горн будет полностью восстановлен именно в том виде, в каком он был и 100, и 50, и 30 лет назад. Кроме кузницы из Гогон был вывезен станок для ковки лошадей, так что тальцинских лошадей теперь будут подковывать на месте, а не обращаться в близлежащие деревни. Кузница уже почти сложена, но, как говорит директор музея, дом должен осесть. А когда потеплеет, в кузнице будет заложен горн. В конце мая ковальня начнет полноценную работу, здесь появится свой кузнец, и над ней уже взяло шефство Иркутское региональное отделение Союза кузнецов России.
— Появление кузницы в «Тальцах» можно считать улыбкой фортуны, — утверждает Владимир Тихонов. — Ведь кузницы в деревнях обычно часто горят и сгорают дотла. И найти кузницу, которой почти 100 лет, — большая удача для нас.
В соседнем Улан-Удэ фестиваль вызвал большой интерес горожан
Наличие кузницы в «Тальцах» позволит осенью провести грандиозное и очень интересное мероприятие — Международный фестиваль кузнецов. Как утверждает Валерий Кузнецов, такие акции регулярно проходят по всей России.
— В прошлом году такой фестиваль состоялся в Улан-Удэ, на него съехались кузнецы со всей страны, включая президента Союза кузнецов России. Праздник был посвящен открытию Бурятского отделения союза, и власти обеспечили ему очень сильную поддержку. Кузнецы сообща сковали дерево дружбы (кстати, три ветки на нем от иркутских мастеров), которое осталось в Улан-Удэ.
Фестиваль вызвал большой интерес у горожан — к кузницам было буквально не протолкнуться. У иркутских кузнецов уже есть опыт проведения массовых мероприятий — осенью была большая выставка в Иркутском отделении Союза художников, которая тоже вызвала интерес горожан, а особенно горожанок. В Москве и Санкт-Петербурге такие события тоже проходят с поистине столичным размахом, и москвичи, например, были свидетелями, как Юрий Лужков и Иосиф Кобзон стояли у наковален и били молотами.
Более того, во многих городах нашей страны регулярно проходят фестивали народных ремесел, таких как ткачество, гончарное дело, роспись по фарфору и пр. Подобные мероприятия прежде всего преследуют две цели: создают праздник и возрождают исконные традиции. Особое место на таких фестивалях занимает кузнечное дело — оно само по себе зрелищно и интересно, к тому же эта профессия издавна была очень почитаемой. Ведь ни одно большое село на Руси не могло жить без кузнеца.
На Байкал приедут кузнецы из Голландии, Германии, Швеции
Фестиваль в Иркутске — совместная инициатива отделения кузнецов и музея «Тальцы».
— Мы намереваемся наш фестиваль приурочить к БЭФу. Хотелось бы разнообразить программу форума, ведь она повторяется из года в год. С этим предложением мы будем выходить на оргкомитет форума, — рассказывает Владимир Тихонов. — На фестиваль смогут попасть все желающие, а вот последний день будет целиком отдан гостям БЭФа. Для VIP-персон будут приняты все меры безопасности — специальные маски, верхонки и фартуки. Если оргкомитет не воспримет наше предложение, этот фестиваль все равно состоится, мы проведем его самостоятельно.
Свое желание приехать на Байкал высказали кузнецы из Голландии, Швеции, Германии, а также из разных городов России. Среди них будет проведен конкурс жаковин (защелок на ворота). Раньше жаковины были в каждой деревне, и чем интереснее была жаковина, тем престижнее, если так можно выразиться, считалась изба. Жаковины останутся в «Тальцах» как память о таком ярком и занятном мероприятии, как Международный фестиваль кузнецов.