Противостояние вирусу
Для областной администрации противоборство с ВИЧ-инфекцией становится одной из актуальных задач.
И не случайно. По данным Федерального научно-методического Центра Минздравсоцразвития по профилактике и борьбе со СПИДом, сегодня в Иркутской области более 23 тысяч ВИЧ-инфицированных. Если принять во внимание, что официальная статистика, какой бы удручающей она ни была, не отражает истинной картины, можно считать, что речь идёт лишь о верхушке айсберга. О том, скольких людей поразил вирус иммунодефицита в Приангарье и с какой скоростью распространяется он в нашем регионе, можно только догадываться.
Не сказать, что за годы, прошедшие с момента первой вспышки опасной инфекции в Иркутске, не строилась бы против неё линия обороны. Вот и сейчас, когда во многих российских регионах возник острый дефицит лекарств, крайне необходимых таким пациентам, на нашей территории специфических медикаментозных средств пока вполне достаточно. Благодаря областной целевой программе «Анти-ВИЧ/СПИД», действию ряда региональных законадательных актов, а также финансированию по линии национального проекта из так называемого Глобального фонда, более тысячи больных получают адекватную терапевтическую поддержку.
Эпидемиологи областного Центра СПИД, а вместе с ними инфекционисты, акушеры-гинекологи, педиатры, венерологи, каждый на своём фланге и объединив силы, стремятся овладеть ситуацией. Пока не удаётся. Эпидемия вышла за границы группы социального риска; материальное благополучие уже не гарантирует от случайности «подхватить ВИЧ». Причин много. На первом месте – моральная распущенность, провоцирующая случайные связи; большая миграция населения; по-прежнему игла наркомана. Среди мужчин в возрасте от 18 до 25 лет жертв ВИЧ – больше 6% , и почти столько же среди женщин – их ровесниц.
Прошедшее на днях в общественной палате Иркутской области слушание по проблеме ВИЧ/СПИД лишь подтвердило тот факт, что наш регион – один из самых неблагополучных в России. Не будь врачи одиноки в схватке с «чумой» теперь уже 21-го века, обстоятельства складывались бы иначе. Медики могут (и должны!) лечить. Но, как сказала в эксклюзивном интервью нашей газете заместитель главврача областного центра «Анти-СПИД» Юлия Ракина, «о самообороне, то есть о профилактике, должно заботиться всё общество, если, конечно, ему не безразлично будущее». Всё общество – не безликая армада, «не семь нянек, у которых дитя без глазу», а персонифицированные, конкретные структуры: все ветви власти – просвещение, церковь и, конечно, бизнес, если он заинтересован в том, чтобы на него работали здоровые люди.
– Нужен областной закон, предусматривающий все нюансы, все возможные аспекты такой объединённой последовательной работы. И нужен фонд, на который можно было бы опереться, финансируя необходимые мероприятия, без которых результативная профилактика ВИЧ невозможна, – считает Юлия Ракина.
Есть ещё одна проблема, не решив которую, нечего и мечтать о переходе в наступление на ВИЧ. С того самого чёрного дня, как стало ясно, что вирус иммунодефицита на иркут-ской земле – не залётный «гость», а серьёзный противник, не прекращаются разговоры о строительстве в Иркутске типового, современного центра по профилактике и борьбе со СПИДом. Сейчас он ютится на территории областной инфекционной больницы, не имея возможности развернуть все свои службы, реабилитационные отделения, лаборатории. Но вот, казалось бы, что-то сдвинулось с «мёртвой точки»: есть отведённый под комплекс участок, из Москвы в начале года пришли 50 миллионов, чтобы наконец начать строительство. Ничуть не бывало! За права генподрядчика на объекте спорят две крупные строительные организации. Существует реальная опасность – пока идёт это «сражение», миллионы могут «растаять» как бы сами по себе. И тогда опять придётся ждать, пока расщедрится министерство.
Скольких наших сограждан за потерянное время настигнет ВИЧ, мы потом узнаем из статистики, сделав скидку на то, что по СПИДу она никогда не будет ни объективной, ни открытой.