Освобожденные заложники погибли из-за халатности чиновников
Общественная комиссия СПС по расследованию обстоятельств теракта в Москве 23-26 октября обнародовала свои выводы, передает агентство "Интерфакс".
Как заявил глава комиссии, депутат Госдумы Эдуард Воробьев, "основной причиной увеличения числа жертв среди спасенных заложников стала халатность должностных лиц, которые отвечали за организацию первой помощи пострадавшим, их транспортировку в стационары, а также общую координацию действий по спасению людей после их освобождения".
В частности, среди основных причин большого числа жертв среди заложников комиссия назвала "сокрытие информации о применении спецсредств и возможных последствиях их применения, отсутствие руководителя-координатора из медработников на выходе из здания, отсутствие достаточной организации по взаимодействию между спецназом и спасателями".
Вместе с тем лидер СПС Борис Немцов заявил, что у партии нет претензий ни к спецподразделениям, которые провели операцию по освобождению, ни к врачам стационаров, куда были направлены бывшие заложники.
Ранее руководство СПС заручилось согласием президента России Владимира Путина на публикацию результатов расследования. Об этом рассказал заместитель Немцова во фракции СПС Борис Надеждин, пишет сайт Polit.Ru. Сам Надеждин не сообщил об итогах работы комиссии, заявив лишь, что "если бы все действовали грамотно, погибло бы не 120 человек, а человек десять".
Отвечая на вопросы членов комиссии, директор гематологического научного Центра РАМН академик Андрей Воробьев заявил, что в операции по спасению не было задействовано ни одно из специальных медицинских учреждений и ни один институт, принадлежащий Академии медицинских наук. Пострадавших выносили неподготовленные люди - на месте теракта сразу после освобождения заложников не было специалистов, которые могли бы оказать своевременную и квалифицированную помощь. Между тем, по словам Воробьева, "в течение пары часов после аварии погибает 80 процентов больных, если им не оказать помощь".
Доктор медицинских наук профессор Б. М. Блохин отметил, что первые бригады "Скорой помощи", прибывшие на место теракта, не были осведомлены о том, что при штурме спецподразделения применили газ. Препарат налоксон, используемый для реанимации, оказался только у врачей, прибывших к "Норд-Осту" вслед за первыми бригадами. По утверждению Блохина, заложники "погибли не от газа, а от неправильного ведения пострадавших на догоспитальном этапе - при транспортировке".
Как заявил комиссии один из экспертов в области судебной медицины, была "совершенно очевидна вторичность задачи по спасению людей". По его словам, главной целью ставилось уничтожение террористов.