18+

Елена Кутергина

©  ИД Конкорд

Экономика Иркутск

18006

20.11.2008, 16:54

Чеки, сертификаты и акции, которые когда-то были ваучерами

В каком случае они принесут прибыль сегодня?

Более 17 лет прошло с момента, когда в России начался процесс разгосударствления собственности. Последствия его неоднозначны и вызывают много споров и вопросов и по сей день. В инвестиционные и управляющие компании, в Федеральную службу по фондовым рынкам, а также и в наш журнал, который регулярно ведет тему частных инвестиций, неоднократно поступали и поступают вопросы о том, как реализовать сертификаты и акции, полученные в результате приватизации в начале девяностых годов. «Богатей. Иркутск» решил вспомнить те события, которые происходили в стране, и выяснить, на каком этапе сегодня ведется работа с ценными бумагами, полученными гражданами на момент становления нового государства.

Одной из первых, кто занимался вопросами приватизации в Иркутской области, была Татьяна Кубасова - преподаватель БГУЭП, кандидат экономических наук, а в настоящее время директор Иркутского ипотечного агентства. Она рассказала «Б» о том, как, собственно, все это происходило.

- Конечно, было очень много вопросов, все было сумбурно и непонятно. Мы руководствовались теми вариантами, которые были предложены правительством. Разгосударствление собственности проходило по нескольким вариантам, один из самых распространенных - продажа с аукционов и приватизация через акционирование. Первый вариант больше подходил для малых предприятий - магазинов, парикмахерских и т. п., второй - для более крупных, в основном для заводов и различных промышленных предприятий.

Пока составлялись реестры акционеров, полным ходом в стране шла выдача ваучеров с августа 1992 года. Ваучер - государственная ценная бумага (на предъявителя) целевого назначения с указанной номинальной стоимостью в 10 тысяч рублей.

Ваучеры, не внушавшие особого доверия людям, не сведущим в буржуазной экономике ровным счетом ничего, а таковых было большинство, приглянулись только той части лиц, которые, собственно, имели знания или какую-то реальную информацию о том, что это такое.

10 тысяч рублей в 1992 году - большие деньги, но продать за них ваучер фактически было невозможно, рассказывает специалист Тамара Попова - сегодня заместитель руководителя регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Восточно-Сибирском регионе, советник государственной гражданской службы РФ первого класса. Номинальной стоимости ваучера хватало только на покупку акций, но не как осязаемых товаров или продуктов. В основном же люди, которые устали от безденежья и пустых прилавков, предпочитали поскорее получить реальные, хотя бы и маленькие деньги, нежели бумажку, на которую «когда-то там можно будет купить «Волгу». Так и продавали ваучеры за телевизор или иностранную бытовую технику. И покупатели находились.

Татьяна Кубасова вспоминает, как один из ее студентов в тот момент купил 70 ваучеров буквально на улице - именно столько необходимо было для того, чтобы купить кафе на аукционе. Однако сделка не состоялась, и на ваучеры студент приобрел акции Иркутскэнерго. Сегодня они стоят около 15 миллионов рублей...

В целом же акционирование компаний проходило по нескольким схемам, в результате реализации которых многие жители области стали акционерами крупнейших предприятий.

Так, например, АНХК, Электросвязь и Иркутский релейный завод разделили акции следующим образом: 25% акций были бесплатно переданы в собственность работникам предприятия, 5% - проданы руководству, 10% - продавались на аукционах работникам данного предприятия, 60%, которые впоследствии тоже реализовывались в течение трех лет через аукцион, - уходили в фонд имущества. Второй вариант (самый распространенный) - когда 51% акций передавался трудовому коллективу для продажи работникам предприятия, а 49 - фонду имущества. В частности, по такой схеме пошло крупнейшее предприятие региона Иркутскэнерго. Схема получения акций была простой - в обмен на ваучеры приобретались сертификаты акций. Если, например, на предприятии работала вся семья, включая и тех, кто уже является пенсионером, пакеты акций были достаточно большими.

Таким образом, сегодня у многих граждан и по сей день остались эти акции в бездокументарном виде. Нынешняя стоимость их в некоторых случаях действительно увеличилась во много раз. И те, кто не продал свои ваучеры на улице, а обменяли на акции, могут сегодня продать их довольно дорого. В частности, в разы подорожали бумаги таких предприятий как Электросвязь (сегодня Сибирьтелеком) и Иркутсккабель. Покупали акции предприятий на аукционах и те, кто не являлся сотрудниками предприятий - в основном бюджетники.

Неудавшиеся бизнесмены

Параллельно с процессом приватизации в стране начали формироваться чековые инвестиционные фонды - еще одна форма, через которую можно было реализовать ваучеры. В итоге в России появилось более 650 таких фондов, и лишь единицы из них выжили и получили второе рождение с развитием паевых инвестиционных фондов в конце 90-х годов.

Татьяна Попова вспоминает:

- Законодательной базы по многим положениям на тот момент не было, и часть вопросов решалась с ходу, зачастую интуитивно. На тот момент была дана масштабная реклама, которую многие помнят и по сей день. Тогда же формировались и финансовые пирамиды, которые с треском провалились, так же как и большинство ЧИФов, которые, может быть, и не были пирамидами, но как финансовые институты, увы, не состоялись. ЧИФы скупали у населения ваучеры и на них покупали акции предприятий. Участники фондов взамен получали сертификационные чеки, которые и по сей день в большом количестве сохранились у населения.

Концепция чековых фондов еще была недостаточно знакома населению, поэтому ЧИФы использовались в основном для вложения приватизационных чеков, которые были выданы населению в рамках приватизационной кампании. Банки же почти с самого начала предлагали доступную пониманию населения модель депозита под проценты. Поэтому, когда банки начали предлагать свои услуги частным лицам, они приобрели немалый спрос во всех своих формах - рублевых и валютных депозитах, сберегательных сертификатах, векселях. ЧИФам в смысле привлечения свободных денежных средств населения было сложнее, потому что им приходилось доводить до общественного сознания сразу две еще не знакомые концепции: акций и профессиональных посредников. Первой распространялась концепция вложений, дающих не фиксированный доход, а соответствующий прибыльности предприятия. С ее распространением стал разворачиваться начальный этап индивидуального инвестирования в акции. Он был характерен приобретением акций на чековых аукционах и началом выпуска акций некоторыми компаниями, особенно банками. Постепенно удалось разъяснить и внедрить в общественное сознание и идею фонда, основанного на привлечении средств многих мелких инвесторов и профессиональном управлении этими средствами как единой суммой. На эту подготовленную ЧИФами почву устремились различного рода финансовые компании типа АО «МММ», «Русский Дом Селенга», «Хопер-инвест» и другие. Важной особенностью этого этапа было то, что, во-первых, эти компании не сообщали, куда они вкладывают привлеченные средства, а во-вторых, некоторые из них даже не обещали их возвратности. События лета 1994 года выявили это и в значительной мере подорвали доверие населения к подобным компаниям. У чековых фондов существовала еще одна проблема, которая во многом определила их судьбу: они не дали сколько-нибудь заметного дохода акционерам в основном из-за двойного налогообложения, то есть двухступенчатого «очищения» прибыли - сначала общей прибыли ЧИФа, а затем чистой прибыли, предназначенной для выплаты дивидендов. На неудачах ЧИФов сказалась и неразвитость в России вторичного рынка акций ЧИФов (фондов закрытого типа). Поэтому неудивительно, что их акции по ликвидности и доходности оказались неконкурентоспособными в сравнении с альтернативными вложениями денег (например, банками) из-за двойного налогообложения. По окончании чековой приватизации практически все ЧИФы перестали размещать новые эмиссии своих акций. Тамара Попова рассказывает, что иркутские фонды, вложившиеся в банкротившиеся день за днем региональные предприятия, элементарно не могли найти средства для того, чтобы провести собрание акционеров, которых были тысячи. Не хватало средств даже на бумагу.

Конкретно в Иркутской области ликвидировались и находятся в стадии ликвидации такие ЧИФы как «Азия-ин», «Жемчужина Сибири» и «Пик-инвест». Наши эксперты отметили, что назвать разорившиеся иркутские фонды мошенническими сложно - ведь они действовали в рамках существующего на тот момент законодательства. Конечно, ходов и лазеек в нем было много, и не исключено, что кто-то на чем-то разбогател. В основном же наши ЧИФы разорились из-за неграмотности специалистов и всеобщего упадка экономики, который царил в стране.

ЧИФы создавались с целью снижения предпринимательского риска, связанного с вложением приватизационных чеков в ценные бумаги, за счет профессионального и контролируемого управления инвестициями - так описывалась их деятельность в указе Бориса Ельцина лета 1992 года. Наиболее профессиональным с точки зрения собственного состояния оказался чековый инвестиционный фонд «Альфа-капитал», сейчас превратившийся в инвестфонд. Из региональных фондов наиболее успешным - не только в Иркутской области, но и во всей стране - стал «Энергия-инвест». Сумел переродиться и иркутский фонд «Единство», который сегодня работает на региональном рынке в статусе инвесткомпании.

Как пояснили «Б» в региональном отделении Федеральной службы по финансовым рынкам в Восточно-Сибирском регионе, получить дивиденды, а тем более реализовать чеки разорившихся фондов сегодня фактически невозможно. Так как эти ЧИФы находятся в стадии ликвидации либо обанкротились, по законодательству широкий круг акционеров получают выплаты последними, но никаких денег фактически уже нет.

Что же касается акций, приобретенных на ваучеры, ситуация с реализацией может сложиться по-разному. Те, кто имеет бумаги на руках, могут обратиться на предприятие, акциями которого владеют, и попросить выписку из реестра, так как сегодня весь оборот ценных бумаг в России бездокументарный. Получив информацию из реестра, важно определить покупателя (сведения хранятся в электронном виде). К сожалению, в Иркутской области сегодня существует не так много предприятий, акции которых востребованы и стоят дорого. Из 5 тысяч акционерных обществ в Восточной Сибири 1119 - открытые общества, и лишь единицы из них за эти годы смогли значительно увеличить свою капитализацию. Акции же большинства предприятий не так просто реализовать, особенно в маленьком объеме. Если на акции отдельных предприятий появляется заказ, или крупные владельцы компании желает увеличить собственный пакет акций, то, возможно, эти бумаги и удастся реализовать, но Тамара Попова отмечает, что это бывает крайне редко, но все же бывает. Один из последних таких примеров - массовая скупка акций Иркутского релейного завода, объявления о покупке ценных бумаг долгое время украшали город. Известно, что в последнее время за контроль над этим ОАО развернулась нешуточная борьба, в большей степени из-за объектов недвижимости, принадлежащих ему и находящихся в центральной части Иркутска.

Редакция «Б» решила выяснить, каким образом можно реализовать акции через такое объявление. Мы позвонили по указанному телефону и попытались выяснить у ответившего, кто же все-таки выступает посредником между фактическим покупателем и владельцами акций. Мы спросили о форме предстоящей сделки, попытались узнать о наличии лицензии у покупателя, но ответов так и не получили. В итоге по телефону сообщили, что в акциях Иркутского релейного завода покупатель больше не нуждается.

В ФСФР нам прокомментировали, что, вероятно, в Иркутске появилась информация о том, что есть заинтересованные покупатели именно этих бумаг, и главная цель людей, которые знают о такой потребности у кого-то из инвесторов, - как можно более дешево (а возможно - вообще бесплатно) приобрести эти акции и потом продать по рыночной цене. Получить право собственности на бумаги, полученные в далекую бытность, у мошенников не составляет особого труда. За наличный расчет обычно предлагается в нотариальном порядке переоформить право на акции.

В ФСФР просят обратить внимание: в настоящее время те сертификаты акций, которые сохранились у многих жителей области в бумажном виде либо достались от родителей, не стоит продавать напрямую и тем более без документов, подтверждающих со стороны покупателя право на совершение подобных сделок, то есть лицензию брокера. Любые другие предложения со стороны покупателей - переоформление акций, дарение и т. д. - скорее всего «от лукавого». В последнее время в городе участились случаи, когда к владельцам акций, которые не догадываются о реальной стоимости бумаг, стали обращаться «покупатели» с предложениями приобрести акции по цене в 1,5, а то и в 2 раза дешевле их реальной стоимости. Конфиденциальная информация об адресах акционеров просачивается через недобросовестного регистратора - в большинстве случаев стороннего участника финансового рынка. В таких случаях не стоит пытаться совершать каких-либо действий. Лучше сначала обратиться на предприятие, акциями которых вы владеете, или в любую инвестиционную, управляющую компанию, а также в любой банк, получить исчерпывающую информацию и рекомендации, а уже потом совершать какие-либо действия.

ЧИФам доверили свои ваучеры 25 млн. российских граждан. Около 40 млн. населения вложили свои бумаги в акции самостоятельно

Инвестиционная компания «Тройка-Диалог» в 2006 году - на момент наиболее интенсивного роста российского фондового рынка - провела интересный анализ, в результате которого выяснила, что на этот год доходность ваучеров составила 402 488%.

Как оказалось, оптимальным вариантом было бы вложить ваучер в акции РАО «ЕЭС». В этом случае доходность составила бы 5160%. Правда, в абсолютном выражении доходность не столь впечатляющая: в 1992 году за один ваучер стоимостью около $17 можно было купить четыре акции РАО «ЕЭС», сейчас этот пакет стоит $894.

Не хватило бы на обещанные Анатолием Чубайсом две «Волги» людям, купившим на свой ваучер 50 акций «Газпрома»,- сейчас такой пакет стоит $563, впрочем, это означает доходность 3312%. Больше всего повезло жителям республики Марий Эл. В этом регионе в 1992 году один чек меняли на 5900 акций «Газпрома», сейчас такой пакет стоит $68 440 (402 488% доходности). При нынешней стоимости «Газ-31105» от $8,3 тыс. на эти деньги сейчас можно купить восемь автомобилей «Волга».

По итогам приватизации лишь 12% населения вложили ваучеры в акции каких-либо предприятий, 29% их продали, 21% - вложили в акции ЧИФов, около 10% подарили ваучеры близким родственникам.

В ходе разгосударствления собственности Правительство РФ оценило национальное достояние страны - активы всех госпредприятий - в 4 трлн. рублей. Из них 1,5 трлн. руб. (35% от достояния) предназначаются к бесплатной раздаче 150 млн. человек населения РФ, на каждого - 10 тыс. руб. одной бумажкой.

Елена Кутергина

©  ИД Конкорд

Экономика Иркутск

18006

20.11.2008, 16:54

URL: https://m.babr24.news/?ADE=48810

bytes: 15003 / 14982

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Другие статьи и новости в рубрике "Культура " (Иркутск)