За рога – и в стойло
Для бурёнок пригородных хозяйств не хватает пастбищ.
По 10,3 килограмма молока надаивают от каждой коровы на фермах ОАО «Луговое» Иркутского района. А стадо здесь немалое – 960 голов на фермах. Если исходить из среднестатистической нормы потребления, то животноводы одного из лучших хозяйств области своим молоком, условно говоря, обеспечивают свыше 15 тысяч горожан, или целый микрорайон областного центра. В самом хозяйстве, однако, считают, что могут и должны производить больше продукции, и принимают меры для этого. Но как бы там ни было, а такой суточный удой для зимы весьма хороший.
«Луговое» давно уже радует своими высокими результатами на ферме. Вот и в прошлом году продуктивность дойного стада составила 4200 килограммов. Годом ранее, в 2007-м, здесь имели такие же показатели.
Напомню, что это хозяйство – одно из самых молодых в Приангарье. Оно работает на угодьях бывших двух колхозов и учхоза, а материальная база досталась от птицефабрики «Хомутовская». Возрождение порушенной земли началось здесь несколько лет назад. Молочная ферма начиналась с двух небольших групп коров, а потом пошло пополнение. Но «с бору по сосёнке» скота не брали. Закупали племенной, хотя откуда только не везли тёлок: из колхоза имени Ленина Аларского района, из ОАО «Железнодорожник» и «Большееланское» Усольского района, из Красноярского края и Хакасии, даже в Ленинградской области кое-что приобрели. Но каким бы хорошим потенциалом ни обладал завозной молодняк, с ним надо ещё работать и работать, чтобы помочь адаптироваться к природно-климатическим условиям южного Приангарья.
Впрочем, здесь кое-что осталось и от «аборигенов». В одном из бывших отделений учхоза «Оёкское» из-за бескормицы коровы чуть ли не падали от истощения. Пришлось срочно перебрасывать бурёнок в Урик. Было опасение, что по дороге начнётся массовый падёж из-за холода и истощения. Но тёлки всё вынесли. А на новых «квартирах», когда отогрели их, обеспечили кормами и ветеринарным обслуживанием, надои втрое с лишним увеличились.
Учитывая целый ряд достоинств такого стада, уровень племенной работы, «Луговому» присвоено недавно звание племенного репродуктора. Это, к сожалению, пока первое племенное предприятие в Иркутском районе. В прошлом племенных ферм тут было гораздо больше.
Но сегодня работать намного сложнее, чем в старые времена. Это особенно заметно при решении экономических вопросов. Здесь, например, сложилась совершенно ненормальная структура стада крупного рогатого скота. По классической схеме коровы должны составлять треть стада, а здесь их четверть.
– Телят нарождается много (что само по себе очень хорошо. – Авт.), потом я вынужден передерживать бычков. А их у нас 500 голов, – объясняет руководитель ОАО «Луговое» Николай Горячёв. – Они должны пойти на мясо, но цена, которую мне предлагают, очень низкая, совершенно не устраивает.
Замечу, что производство говядины в условиях Приангарья давно уже является делом крайне невыгодным. Поэтому производство её сократилось до минимума. С другой стороны, наши мясокомбинаты вынуждены искать говядину далеко за пределами региона (выезжая даже в Белгородскую область) и закупать немало по импорту.
Но что такое перекорм скота? Это дополнительные и немалые расходы концентратов, силоса, зелёнки, что обходится в копеечку. Прибавьте оплату скотникам. А привесы на этой стадии уже незначительны. Но ведь те корма можно было бы с большей отдачей использовать на молочной ферме или, по крайней мере, сохранить до следующей зимовки. Тем более что будущее внушает немало тревог.
Да, тревожит специалистов даже такого передового предприятия завтрашний день. Земли пригородного района отличаются большой привлекательностью, и потому паи вчерашних колхозников активно скупаются богатыми горожанами, в результате они выбывают из земельного фонда сельхозпредприятий. Между тем в том же «Луговом» только под кормовые надо иметь 3700 гектаров. Дело дошло до того, что на Хомутовской ферме вынуждены перейти на круглогодовое стойловое содержание, поскольку всё вокруг застроено, «схвачено». Задача обеспечения пригородных хозяйств землёй, неприкосновенность их – это проблема не только села, но и города. Какое молоко мы будем пить? Натуральное, свежее или консервированное, завезённое из Подмосковья или Китая?