18+

Артур Скальский

©  Вести

Страна Мир

2615

12.01.2000, 21:51

Чем воюют чеченцы?

Начиная боевые действия, военные, как правило, располагают некоторыми сведениями о противнике: о численности, составе и оснащенности его частей и подразделений. Нет сомнений в том, что перед началом новой кавказской войны разведорганы собрали такую информацию о чеченских вооруженных формированиях. Однако поделиться своими знаниями с общественностью не спешат. Проявление излишней осведомленности подчас бывает весьма неуместным. Однако затянувшаяся война и простое человеческое любопытство заставляют искать ответов на элементарные, казалось бы, вопросы: кто противостоит федеральным войскам на поле боя? Какова численность противника? Каким вооружением противник располагает?

Казалось бы, проще всего ответить на первые два вопроса, однако это лищь на первый взгляд. Например, сведения о составе чеченских отрядов поступают крайне противоречивые. Большинство источников сообщают о наличии у противника большего или меньшего количества наемников (или добровольцев?) не чеченской национальности. Говорят об арабах, пакистанцах, африканцах и славянах, упоминается даже о женсих снайперских группах, состоящих из то ли литовских, то ли латышских спортсменок-биатлонисток. Последние, как мне представляется, относятся к области легенд этой войны, порожденных, в свою очередь, легендами о финских снайперах-"кукушках", терроризировавших Красную Армию в "зимнюю войну" 1939-1940 гг. Впрочем, женщина-воительница, "валькирия" — один из самых популярных архетипов войны. И если факт участия иностранцев во внутрироссийском конфликте не вызывает сомнений, то вопрос об их численности остается открытым.

Как и вопрос об общей численности боевиков. В первую кампанию с этим было все более или менее ясно. При Дудаеве в Чечне худо-бедно, но существовала единая армия, строившаяся по милиционному принципу. Существовали органы управления, единый штаб, составлялись мобилизационные планы, которые были известны российской разведке. Теперь нет смысла говорить о единых чеченских вооруженных силах. Существуют лишь более или менее крупные вооруженные отряды, руководимые "полевыми командирами" и их штабами, действующими относительно автономно. Такая структура лучше соответствует условиям партизанской войны. Понятно, что уследить за численностью таких отрядов достаточно сложно: боевики, похоже, строевых ведомостей не ведут и штатных расписаний не имеют. Оттого и такая разноречивая информация: от восьми до двадцати тысяч человек.

Как ни странно, больше всего информации имеется о вооружении и экипировке чеченских бойцов, хотя и тут немало слухов и домыслов. Прежде всего - о стрелковом вооружении. Чаще всего это старые добрые "калаши" или их многочисленные копии производства разных стран. Предпочтение отдается моделям калибра 7,62 мм, прицельная дальность которых больше, чем у АКС-ов калибром 5,45. Эти автоматы во множестве достались чеченцам после ухода из республики российской армии в 93-94 годах. Тогда большую часть хранящегося на складах оружия не удалось ни вывезти, ни привести в негодность. По свидетельству очевидцев, у хранилищ выстраивались очереди, автоматы и боеприпасы выдавались всем желающим, сначала без ограничений, а позднее - не больше двух "калашей" в одни руки. Если в первую кампанию очень ценились автоматы с 30 мм подствольными гранатометами, то теперь, судя по видеосюжетам "с той стороны", от подствольников отказались — вес оружия больше, да и гранаты таскать тяжело. Ручной пулемет РПК также очень широко используется чеченцами. Это великолепное универсальное оружие, мобильное и очень эффективное, является самым распространенным пулеметом у боевиков.

По прежнему остается популярной снайперская винтовка Драгунова (СВД), причем не только у снайперов, но и у рядовых бойцов. Если судить по визуальной информации, это оружие весьма распространено в чеченских отрядах. Встречается и экзотика, типа АК-47 со стволом от СВД или пистолеты-пулемёты "Борс" чеченского производства, но ни о каком широком применении "Узи" или другого автоматического оружия иностранного производства речи нет. Кроме, пожалуй, чешских пистолетов-пулеметов "Скорпион", которые, по словам очевидцев, встречаются достаточно регулярно. Может быть, чеченцы и могли бы приобрести на международном черном рынке партию иностранного оружия, но тогда пришлось бы закупать для него боеприпасы, запчасти и т.п.

А вот пистолеты чеченцы предпочитают в основном иностранные. Впрочем, и российские военнослужащие при возможности стараются обзавестись трофейной пушкой — уж больно громоздок и тяжел "Макаров". Больше всего ценятся легкие и удобные "Беретты" и "Глоки".

Особо подчеркнуть следует хорошую оснащенность боевиков современными средствами связи. Как правило, это компактные полупрофессиональные радиостанции известных фирм: "Кенвуд", "Яззу", "Айком" и т.п. Большое количество таких передатчиков осложняет федералам задачу радиопротиводействия. Судя по тому, с какой легкостью российские войска перехватывают переговоры противника, шифросредства у чеченцев пректически отсутствуют. Те же радиостанции используются боевиками и для ведения психологической войны: очень часто на частотах военной связи звучат их угрозы в адрес российских войск и отдельных военнослужащих.

Все очевидцы отмечают высокую оснащенность чеченских отрядов легкими противотанковыми средствами, в основном гранатометами - от стареньких РПГ-7 до новейших РПГ-27 "Муха". Это достаточно грозное и эффективное оружие используется прежде всего против бронетранспортеров и БМП, для гарантированного уничтожения которых достаточно одного попадания. Притив танков, оснащенных блоками динамической защиты ("активной броней"), кумулятивные гранаты менее эффективны. По опыту афганской войны, РПГ применяют и против низколетящих вертолетов.

Средства ПВО представлены в основном тяжелыми пулеметами ДШК, эффективность которых известна еще со времен Отечественной войны. Кроме того, конструкция лафета этих пулеметов позволяет быстро переводить их в положение для зенитной стрельбы. Имеется незначительное количество зенитных установок ЗУ-2-23, пожалуй, лучших в своем классе. Также еще в первую кампанию чеченцам достались несколько счетверенных самоходных зенитных установок ЗСУ-4-23, знаменитых "Шилок". По крайней мере одна из них оснащена радаром индивидуального наведения. Такие выводы можно сделать из докладов летчиков фронтовой авиации, которые несколько раз отмечали прицельный огонь с земли в условиях тяжелой облачности. Отмечались также отдельные пуски переносных зенитных ракет. Почему-то все считают, что это "Стингеры", хотя логичнее предположить наличие у чеченцев нескольких установок типа "Стрела" или "Игла" российского производства.

Располагают боевики и некоторым количеством тяжелой техники. В своё время чеченцам досталась рембаза танкового полка в Шали, где оставалось до 60 танков, в основном устаревших Т-55. Как сообщалось, по крайней мере 40 из них чеченцы вернули в строй. Однако танки стали приоритетной целью для штурмовиков и вертолетов и в большинстве своем были уничтожены в первые же дни предыдущей кампании (1994-96 годов). Некоторое количество более современных Т-72 и Т-80 чеченцы захватили у российской армии в качестве трофеев. Прежде всего во время печально знаменитого новогоднего штурма. Однако проблемы с запчастями и отсутствие подготовленных экипажей достаточно быстро свели на нет их боевую ценность.

Достоверно известно о трех Т-72, из них по крайней мере пара находится в Грозном. Общее количество танков у противника с высокой достоверностью оценивается в пять-семь единиц. Кроме них, чеченские отряды используют 12-15 боевых машин пехоты и 5-12 бронетранспортеров. Несколько раз агентство Reuters демонстрировало кадры, на которых боевики разъезжали по Грозному на двух разведывательно-дозорных машинах БРДМ. В ходе теперешней кампании федеральными войсками было уничтожено четыре Т-72 и двенадцать БМП, один танк захвачен в Грозном.

Имеется у боевиков и артиллерия. Примерно пять 122-миллиметровых гаубиц-пушек Д-30 - видимо, последние из 120 таких артсистем, доставшихся по наследству от российской армии. Реактивная артиллерия представлена двумя установками БМ-21 "Град". Когда-то их было шесть, но четыре уничтожила авиация. Применяются и импровизированные "катюши": в кузове уазика или джипа на примитивной поворотной установке монтируется блок для пуска авиационных неуправляемых ракет. По крайней мере одну такую установку демонстрировали по ТВ. Основная же часть тяжелого оружия приходится на различные минометы: от легких до полковых калибром 120 мм. Это оружие лучше соответствует характеру нынешней войны, так как не требует подготовленных позиций, обладая высокой мобильностью, легко транспортируется даже легкими автомобилями.

Так что получается, что чеченские отряды, даже не располагая большим количеством тяжелого вооружения, вполне соответствуют целям и задачам этой войны, когда боевые действия ведутся мелкими группами с использованием тактики "бей и беги". Для реализации которой важно не столько наличие тяжелых и, соответственно, маломобильных огневых средств, сколько хорошая экипировка и вооружение каждого отдельного бойца. На мой взгляд, этот опыт должен быть учтен и использован российской армией как пример достаточно удачной реализации концепции партизанской войны в условиях конфликта малой интенсивности.

Артур Скальский

©  Вести

Страна Мир

2615

12.01.2000, 21:51

URL: https://m.babr24.news/?ADE=52184

bytes: 9296 / 9251

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Другие статьи и новости в рубрике "Страна"