На паперть, как на работу
Однажды в трамвае я невольно подслушала разговор двух старушек, которые яростно осуждали свою соседку, которая якобы заставляет своих детей попрошайничать на улице, а все принесенные ими деньги пропивает. "Управы на них нет!" - возмущалась одна. "Да просто нету такого закона, чтобы ее, окаянную, посадили!" - констатировала другая.
На самом деле статья "за принуждение к попрошайничеству" в уголовном кодексе есть, только вот пользуются ею нечасто. В 2001 году было заведено дело на некую Татьяну Сергееву, которая заставляла своих несовершеннолетних детей попрошайничать у Крестовоздвиженской церкви в Иркутске.
Окончив 4 класса, Татьяна бросила школу. Родителям до нее не было никакого дела - они беспробудно пили. Дочь пустилась во все тяжкие. Но после рождения двух детей вроде бы взялась за ум - пошла работать. Однако денег все равно не хватало. Ребятишки часто недоедали, бродили по улицам без присмотра. Мать же искала успокоения в бутылке.
Как-то, изрядно выпив, Татьяна решила "позаимствовать" у соседки кое-какие вещи. Пробравшись в частный дом через окно в отсутствие хозяйки, она забрала дубленку, сапоги и еще несколько дорогих вещей. Обнаружив пропажу, соседка смекнула, кто мог это сделать. Милиция при обыске в доме Тани нашла все, та даже не успела ничего спрятать.
Поняв, как легко можно добыть на выпивку и детям на пропитание, она на этом не остановилась. Вскоре ее застали еще за одним преступлением. Суд приговорил воровку к трем годам лишения свободы за мелкое хищение.
После тюрьмы, где она заразилась туберкулезом, Татьяна долго не могла найти постоянную работу. В 22 года она родила еще одну девочку от случайного знакомого. Семья погрузилась в полную нищету. Татьяна решила просить помощи у Бога. Больше надеяться ей было не на кого.
Посещая церковь, она заметила, что у ворот часто толпятся попрошайки. Более того, из всех просящих детям подают больше и чаще. И тут ей в голову пришла мысль... Придя домой, она приказала детям одеться и повела их к Крестовоздвиженской церкви. По дороге мать объяснила детям, что с деньгами у них сейчас туго и если они не пойдут просить денег - останутся голодными. На тот момент младшей Маришке было уже 7 лет, старшему Максиму 12, а средней Ольге 11. Разъяснив, что они должны делать, мать усадила их у ворот церкви. В этот день ребята собрали немного. Все деньги отдали матери.
Теперь каждый день, как на работу, мать стала водить ребят на паперть. Когда они приносили мало - ругала. Дома учила, как просить настойчивее и выглядеть жалостливее. Чтобы напустить на них более жалкий вид, она одевала их в старенькую одежонку, а иногда и поддавала, дабы у них были грустные и заплаканные лица. Через некоторое время ребята приноровились и стали приносить денег больше. Теперь мать отпускала детей к церкви одних...
До того дня, пока настоятель Крестовоздвиженской церкви не заметил, что дети приходят без матери, и не вызвал милицию. Он уже давно заметил женщину с тремя детьми, которая приходила по выходным и праздникам к воротам церкви. К тому же знал, что сама женщина не попрошайничает, а только кричит на детей и заставляет в любую погоду просить деньги у прихожан.
Прихожане также показали, что часто видели детей у Крестовоздвиженской церкви и то, как мать ругала и била их. Однако сами дети отрицали, что мать их била. Да и каких-либо следов от побоев на теле не обнаружилось.
Татьяна признала свою вину частично. Она не отрицала, что приводила детей к церкви для того, чтобы они попрошайничали. Но от того, что била детей, категорически отказывалась. Причину своего поведения она объяснила сильной нуждой: "Если бы они не попрошайничали, то давно бы уже умерли с голоду. Я же безработная". На вопрос, почему она сама не идет на паперть, Татьяна вразумительно не ответила.
Ее осудили за систематическое вовлечение своих детей в попрошайничество по ст.151 ч.3 УК РФ. Также следствие поставило под сомнение то, что Татьяна не била детей. Суд дал гражданке Сергеевой три года условно, учитывая заболевание туберкулезом и находящихся у нее на иждивении несовершеннолетних детей.
В этой истории не ясно только одно. Попрошаек у нас в городе очень много. И детей в том числе. Ни для кого не секрет, что у каждого второго из них есть родители. Не секрет также, что большинство этих родителей живут и пьянствуют на заработанные их детьми деньги. Что они заставляют детей просить деньги, нарушают нормальное развитие подростков и развивают у них паразитические наклонности. Почему же такие родители в основном остаются безнаказанными? Ведь наверняка есть истории, которые намного печальнее этой.
(Имена героев изменены)