Военно-образовательное гетто
Переподготовку увольняемых офицеров отдали на откуп Министерству обороны.
Министерство обороны России продолжает расширение сфер деятельности, несвойственных военному ведомству. Прибрав к рукам продажу сокращаемой в процессе реформ недвижимости, «приватизировав» РОСТО (то есть сделав его общественно-государственной организацией), Минобороны начало беспрецедентную кампанию по переобучению той части офицерского корпуса, которая в ближайшее время будет уволена в запас.
Минюст зарегистрировал приказ министра обороны Анатолия Сердюкова, изданный 18 марта с.г. Согласно документу бесплатная переподготовка офицеров по одной из гражданских специальностей будет вестись в течение четырех месяцев, но не в гражданских вузах, как это было раньше, а только в высших военно-учебных заведениях страны. По словам статс-секретаря Минобороны Николая Панкова, переподготовку офицеры «смогут проходить в 57 военных вузах по 250 специальностям. Емкость групп обеспечит подготовку свыше 20 тысяч военнослужащих в год по очной форме обучения».
Заметим, что увольняют со службы в 2009–2010 годах гораздо больше офицеров и прапорщиков – не менее 150 тысяч. При этом пройти бесплатную переподготовку офицерам и прапорщикам разрешается только по одной гражданской специальности и только в год увольнения. А кадровые офицеры и прапорщики, прослужившие в войсках менее пяти лет, права на бесплатное переучивание почему-то не имеют.
В процессе переучивания офицеров и прапорщиков фактически будет действовать «добровольно-принудительный» принцип. По решению командира или кадрового органа увольняемым военнослужащим будут предложены ближайшие к воинской части академия или военный вуз. Командир вправе «навязать» увольняемому офицеру и форму обучения – очную, заочную или дистанционную – по интернету.
Данный приказ министра обороны уже вызвал неоднозначную реакцию в российском обществе. Как заявил «НГ» глава комиссии Общественной палаты по делам ветеранов, военнослужащих и членов их семей Александр Каньшин, «с одной стороны, можно приветствовать стремление Минобороны не просто выбросить офицеров из армии, а как-то помочь им. Раньше такого стремления не наблюдалось. С другой стороны, наделение Минобороны правом переучивать офицеров гражданским специальностям и изданный на этот счет приказ № 95 главы военного ведомства не во всем соответствуют принципам демократического общества».
По мнению собеседника «НГ», нововведения Минобороны вызывают серьезные вопросы. Во-первых, почему переподготовка офицеров по гражданским специальностям так жестко регламентирована? По сути, полагает Александр Каньшин, увольняемый офицер не может полностью реализовать свое конституционное право на свободный выбор будущей гражданской профессии и места учебы. Во-вторых, почему от процесса переучивания офицерского корпуса отлучены Минсоцразвития и Минобрнауки, «которые ранее на протяжении более 15 лет занимались решением данной проблемы и делали это более цивилизованно и умело?»
Александр Каньшин считает, что федеральные власти самоустранились от решения проблем увольняемых с военной службы офицеров. Еще полгода назад Общественная палата, кстати, предлагала создать комиссию при правительстве России для координации и контроля за преобразованиями в Вооруженных силах на 2009–2012 годы. Но ее нет. «Кроме того, – полагает Каньшин, – учитывая масштабы сокращений в армии и на флоте, необходима не ведомственная целевая программа по трудоустройству офицеров, какую сейчас активно пиарит военное ведомство, а федеральная целевая программа. Только тогда будут соблюдены конституционные права увольняемых офицеров».
Председатель общероссийского профессионального союза военнослужащих Олег Шведков считает, что сегодняшняя ситуация по переучиванию офицеров вполне объяснима: «Государство в условиях экономического кризиса хочет сэкономить. Поэтому все социальные программы и организованы за счет бюджета военного ведомства». Олег Шведков опасается, что выданные в военных училищах и институтах гражданские дипломы не будут котироваться на российском рынке труда. А это при определенных обстоятельствах вызовет дополнительную напряженность в среде отставников.