Иркутская аномалия
Дело об авиакатастрофе 10 мая, в которой погиб губернатор Иркутской области Игорь Есиповский, поручено расследовать следственному отделу Следственного комитета при прокуратуре РФ (СКП) по Сибирскому федеральному округу, расположенному в Новосибирске.
Об этом журналистам вчера сообщил руководитель окружного отдела СКП Василий Усов. По его словам, такое решение принято руководством Следственного комитета в Москве. 12 мая в связи с авиакатастрофой, в которой кроме губернатора погибли еще два пассажира и пилот, в Иркутской области был объявлен день траура.
Уголовное дело возбудили и начинали расследовать специалисты расположенного в Иркутске Восточно-Сибирского следственного управления на транспорте СКП РФ. Крушение вертолета произошло на территории Иркутской области. Возбуждено уголовное дело по статье "Нарушение правил эксплуатации воздушного средства" УК РФ. По словам Василия Усова, следователь окружного следственного отдела уже находится в Иркутске.
Следствие рассматривает несколько версий авиакатастрофы, приведшей к гибели губернатора Иркутской области Игоря Есиповского, сообщил во вторник представитель следственного управления на транспорте СКП РФ. В том числе и теракт. "Версия теракта рассматривается. Но она одна из трех версий, которую сейчас разрабатывает следствие. Есть также версия неисправности вертолета, ошибки пилота и плохой погоды", -- сказал он.
Вертолет американского производства "Белл", на котором летели губернатор Иркутской области Игорь Есиповский, первый заместитель председателя правительства региона Михаил Штонда, пилот Виктор Кунов и охранник главы региона Александр Шостак, потерпел крушение в урочище Малышкино, которое находится на территории Прибайкальского национального парка. Как предполагают следователи, вертолет мог упасть в субботу, 9 мая, а в воскресенье спасатели обнаружили обломки вертолета и тела четырех погибших.
По официальным данным, вертолет губернатора возвращался в поселок Никола (база Байкальского поисково-спасательного отряда) после осмотра местности Большое Голоустное на Байкале, где предполагается разместить туристскую особую экономическую зону.
Гибель иркутского губернатора может стать причиной серьезной борьбы за влияние в этом перспективном регионе.
Иркутской области в последние годы откровенно не везет с губернаторами. Игорь Есиповский был утвержден на этот пост всего восемь месяцев назад. К слову, он был последним главой региона, которого рекомендовал еще президент Владимир Путин. Причем, по некоторым данным, президент Дмитрий Медведев отнесся к этому назначению без восторга, но предложить другую кандидатуру все же не рискнул.
В минувший понедельник иркутский парламент на своей внеочередной сессии официально лишил погибшего губернаторских полномочий. Временно исполняющим обязанности главы региона назначен его первый заместитель Сергей Сокол. Не исключено, что именно его кандидатура будет предложена депутатам областного заксобрания для утверждения на посту губернатора. В качестве другого претендента на эту должность называется вице-губернатор Самарской области Иван Миронов.
Частая смена губернаторов Иркутской области началась в 2005 году. После отставки Бориса Говорина, занимавшего этот пост с 1997 года, бразды правления совершенно неожиданно для наблюдателей перешли в руки никому в регионе не известного представителя ОАО "Российские железные дороги" Александра Тишанина. Он продержался на своем посту меньше одного губернаторского срока.
Эксперты относят регион к числу самых сложных с точки зрения управления. Для Иркутской области последних десятилетий была характерна раздробленность местных элит и жесткая конкуренция групп влияния. В области сосредоточены интересы нескольких крупных финансово-промышленных группировок -- таких, как «Газпром», «Рособоронэкспорт», теперь ставший частью госкорпорации "Ростехнологии", «Норильский никель», РУСАЛ, «Илим Палп», РЖД, «Интеррос». Главе региона в этих условиях приходится соблюдать баланс интересов и одновременно решать задачи, связанные с консолидацией элит.
Нельзя сказать, что это блестяще удавалось Александру Тишанину. Справедливости ради стоит отметить, что он занял свой пост в то время, когда областной парламент был уже сформирован, и сработаться с депутатским корпусом, отражающим интересы разных групп влияния, было действительно непросто. По всей видимости, именно поиск более подходящих кандидатур и борьба федеральных провластных группировок за влияние в регионе стали истинной причиной неожиданной отставки г-на Тишанина в апреле прошлого года. Официально он покинул пост по собственному желанию.
В отличие от Александра Тишанина Игорь Есиповский, назначенный в апреле 2008 года еще президентом Владимиром Путиным главой региона в статусе врио, принимал участие в избрании нового регионального законодательного собрания. Иркутская область в это время объединялась с Усть-Ордынским Бурятским автономным округом. Выборы в первый парламент укрупненного субъекта федерации состоялись 12 октября 2008 года. По некоторым данным, г-н Есиповский участвовал в формировании списков кандидатов, что позволило ему получить лояльный и удобный для совместной работы депутатский корпус. Этот состав парламента и утвердил его в должности минувшей осенью.
Новому главе региона придется продолжить курс на достижение компромиссов и согласование интересов в области. Однако этому будет предшествовать новый виток борьбы групп влияния за право поставить своего назначенца в этом перспективном регионе, который при всех существующих проблемах обладает большим потенциалом экономического роста.
Александр Тишанин представлял РЖД, назначение губернатором Игоря Есиповского эксперты считали серьезной аппаратной победой бывшего главы «Рособоронэкспорта» Сергея Чемезова, ныне занимающего пост главы госкорпорации «Ростехнологии». Ведь г-н Есиповский работал в структурах «Рособоронэкспорта» с 2000 по 2005 год, а с 2005 по 2006 год занимал пост генерального директора «АвтоВАЗа», контроль над которым тогда перешел к «Рособоронэкспорту».
Выходцем из "Ростехнологий" является и вице-губернатор Самарской области Иван Миронов, которого некоторые аналитики сейчас прочат на пост главы Иркутской области. А вот первый заместитель г-на Есиповского Сергей Сокол является ставленником «Норильского никеля» -- до своего прихода во власть он работал на этом предприятии. Кроме того, ранее он несколько лет занимал пост вице-губернатора Красноярского края и считается членом команды красноярского губернатора Александра Хлопонина.
Кандидатура Сергея Сокола уже фигурировала в списке кандидатов в губернаторы Иркутской области, который полпред президента в Сибирском федеральном округе Анатолий Квашнин подавал Дмитрию Медведеву перед назначением Игоря Есиповского. Правда, Сергей Сокол пока является своеобразным рекордсменом по числу безрезультатных попаданий в такие списки -- в свое время Анатолий Квашнин предлагал его также в руководители Тувы, Республики Алтай и Забайкальского края. Однако тот факт, что теперь г-н Сокол стал и.о. иркутского губернатора, дает основания полагать, что он все-таки будет назначен на эту должность: как правило, именно такая схема реализуется при замене одного главы региона другим.
Отклонения от этой модели в случае с Иркутской областью могут свидетельствовать о том, что согласование интересов провластных групп в выборе достойной кандидатуры проходит не слишком гладко.