Байкальск: закрытый комбинат и открытые альтернативы для жителей
В минувшие выходные премьер-министр Владимир Путин озвучил основное требование к решению проблемы Байкальска: "Мы обязаны подумать о людях, которые там работают, живут этим и кормят свои семьи..."
В процессе совещания, посвященного охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, собравшиеся ученые, чиновники и представители общественных организаций затронули вопрос туристически-рекреационного перепрофилирования Байкальска. Председатель правительства призвал решить проблему исходя из нужд 1600 безработных сотрудников комбината, которые не смогут безболезненно перейти в туристический сектор. Таким образом, инициаторы временного запуска БЦБК получили дополнительную мотивацию от второго лица государства. Эксперты фонда "Байкал III тысячелетие" утверждают, что использование рекреационного потенциала Байкальска и развитие малых производств, в большей степени отражает вектор премьер-министра на заботу о жителях Байкальска.
Директор МБФ "Возрождение Земли Сибирской", специалист по устойчивому развитию Елена Творогова утверждает, что число безработных в Байкальске, озвучиваемое в СМИ, сильно преувеличено. "Я вчера встречалась с администрацией Байкальского муниципального образования, - рассказывает эксперт, - Судя по статистике, в городе чуть более 470 человек не могут найти работу". По информации члена правления ИРО Союза архитекторов России, членкора Российской академии архитектуры и строительных наук России Елены Григорьевой, безработных в Байкальске менее 1500, а большинство квалифицированных специалистов трудоустроено на целлюлозных комбинатах в Архангельске, Котласе и т.д.
Преувеличены и прогнозы социальной катастрофы. По оценкам Елены Творговой, сменить работу будет трудно примерно 300 байкальчанам предпенсионного возраста. Остальные вполне способны сменить квалификацию. "Получается, ставя во главу угла социальную справедливость, мы осуществляем ее только для трети бывших сотрудников завода!" - восклицает эксперт. "Определенные сложности рабочих с трудоустройством, конечно, возникнут", - утверждает бизнес-эксперт, член Байкальского инвестиционного клуба Алексей Скиндерев, - но Байкальск нуждается в обновлении кадров". Сегодня стратегия байкальчан направлена "на выезд". В течение нескольких лет нестабильной работы комбината жители города посылали детей учиться в Иркутск и Улан-Удэ, покупали им там квартиры - с тем, чтобы, достигнув пенсионного возраста, перебраться к детям. Такие люди, как правило, смирились с "потерей" работы на крупном предприятии и, теперь видят выход во "внутренней эмиграции" за пределы Байкальска. А Байкальск нуждается в молодых кадрах, готовых занять места в сфере услуг: это могут быть жители Слюдянского и Шелеховского районов и иркутяне( Елена Григорьева предполагает, что Байкальск может стать местом для переезда жителей территорий, затопляемых водохранилищем Богучанской ГЭС). Деревенские жители готовы идти в сферу услуг, утверждает эксперт. Социальная справедливость будет восстановлена, если государство поможет тем специалистам, которые не видят свою жизнь вне целлюлозного производства, переехать, либо предоставит им должное социальное обеспечение, считают эксперты. В этой ситуации социальное обеспечение небольшой группы жителей Байкальска может оказаться для государства дешевле других вариантов даже в близкой перспективе.
Обслуживающий персонал - отнюдь не единственное, что предлагается сейчас городу без комбината. После остановки БЦБК город становится привлекательным не только для организации туристической инфраструктуры, но и для пищевой промышленности. "До конца года здесь может открыться 10 малых предприятий, обсуждается решение о создании комплекса для подготовки спортсменов зимних видов спорта, руководство курорта "Гора Соболиная" решила приобрести холодильное оборудование и массово закупать у населения клубнику", - перечисляет эксперт. - "Всё это возможно при одном условии: БЦБК не должен работать".