18+

Ирина Савина

©  ФедералПресс

Экономика

4823

10.12.2009, 17:40

Вдохнуть газ Ковыкты в хорошо забытое старое

Промышленники Приангарья предлагают вернуться к изначальной идее газификации региона.

Промышленники Иркутской области предложили губернатору Дмитрию Мезенцеву назначить ответственного за решение вопроса по скорейшему освоению Ковыктинского газоконденсатного месторождения. Они указали на то, что промышленная добыча на Ковыкте решила бы проблему с сырьем в химическом производстве области. Пока же власти послушно следуют в фарватере Газпрома, на данном этапе сделав ставку на бытовую газификацию севера Иркутской области. По мнению наблюдателей, чтобы переломить ситуацию региону нужно определиться приоритетами, для чего требуется четкая энергетическая стратегия. Подробности читайте в материале «ФедералПресс».

«Иркутская область утратила активность в решение вопросов по реализации крупных инвестиционных проектов, таких как освоение Ковыктинского месторождения, - неожиданно резко заявил во вторник, 8 декабря, на совещании по взаимодействию власти и бизнеса президент ИРО объединения работодателей «Партнерство товаропроизводителей Иркутской области» Николай Мельник. - Необходимо определить отдельного человека в правительстве, который бы совместно с компанией «Газпром» взялся за решение проблемы».

Вообще-то, область потеряла контроль над проектами газификации еще тогда, когда контрольный пакет акций Русиа-Петролеум выкупила ТНК-ВР. Ведь изначально идея газификации Иркутской области родилась внутри региона. «Главной задачей этого проекта было обеспечение сырьем АНХК, мы хотели перевести ее с давальческой нефти на свой газ, - рассказывает Виктор Боровский, бывший генеральный директор ОАО «Иркутскэнерго», один из разработчиков самой первой региональной программы газификации Иркутской области. - И самый первый маршрут трубы разрабатывался с Ковыкты на Иркутск и АНХК. Чтобы обеспечить рентабельный объем потребления, газ планировалось направить и в Усолье-Сибирское, и в Саянск, на химические предприятия, а также на несколько ТЭЦ – по тем ценам это был рентабельный вариант».

На экспорт при этом поступала бы продукция химических предприятий, а не сырье. Под этот проект ряд предприятий области и областная администрация учредили компанию Русиа-Петролеум. «Для доразведки месторождений требовались средства, и в одну из эмиссий акции выкупила южнокорейская компания. ВР на том этапе сочла проект неинтересным, но по мере того, как росли доказанные запасы, она переменила мнение и выкупив акции у корейцев, вошла в проект мажоритарным акционером».

Сейчас в Приангарье реализуется проект газификации, предложенной Газпромом: первый этап газификация северный территорий на основе малых месторождений (Братского, Ярактинского и пр.), расположенных на севере области. Второй этап: предположительно после 2017-2020 года – строительство трубы от Чиканского месторождения (на юге) на Ангарск и Иркутск, а потом, вероятно, и в Саянск, на территории которого, возможно будет построено газохимический комплекс. Ковыкту Газпром, по словам Ананенкова, рассматривает как государственный стратегический запас гелия, и не намерен ее трогать, пока не будет найден надежный способ хранения этого летучего газа

Упор в северном проекте делается на бытовую газификацию и перевод на газ котельных и ТЭЦ. Развивается он ни шатко, ни валко главным образом потому, что областной бюджет последние три года не выполнял своих обязательств по финансированию. И не только из-за нехватки денег, но и из-за неясной перспективы с ценой газа и целесообразностью перевода на этот вид топлива как котельных, так и домохозяйства. Этими вопросами задавались и депутаты Законодательного собрания с большим скрипом пропустившие областную программу газификации, и администрация Игоря Есиповского, и энергетики.

«Мы с самого начала имели в виду вовлечение газа в топливный баланс региона для обеспечения им мелких неэффективных угольных котельных и источников, работающих на жидком топливе, - рассказал Валерий Стенников, замдиректора Института систем энергетики СО РАН, один из разработчиков Энергетической стратегии Иркутской области (она так и не была доведена до конца – ее финансирование свернули). - В основном же газ планировалось использовать как химический ресурс – на предприятиях Саянска, Усолья-Сибирского, Ангарска. Газ можно эффективно использовать в быту и коммунальной системе, только если имеется крупный потребитель, который бы взял на себя основную часть бремени по окупаемости трубы. Использование газа только на бытовые нужды невероятно дорого и бессмысленно при наличии других конкурентных источников».

Этой же позиции придерживаются и промышленники. По словам Николая Мельника, наиболее целесообразно было бы пустить газ на юг. «Самым рациональным было бы завести газ сначала на химическое предприятие – выделить из него ценные компоненты гелий, этановую, пропановую составляющие, а затем уже очищенный метан можно было бы использовать в качестве энергоносителя – и на котельных, в домохозяйствах. В этом плане площадка под Саянском – самая удачная», - рассуждает он.

Рассматривать же в качестве крупного потребителя ТЭЦ, как это предлагает «северная» программа, нецелесообразно. «ТЭЦ и без того эффективно работают на угле, - убежден Валерий Стенников. - И с точки зрения экологии – у них достаточно хорошо очищаются выбросы и есть потенциал по дальнейшему совершенствованию технологий очистки. И по КПД - перевод ТЭЦ на газ не даст эффекта в виде снижения затрат на топливо, и как следствие, на коммунальные расходы у населения».

Крупным потребителем на севере региона мог бы стать, по мнению ученых-энергетиков газохимический комплекс в Усть-Куте. Однако многие специалисты, связанные с химическим производством, скептически смотрят на такой вариант. Использовать ресурс северных месторождений можно только локально, считают они, например, для небольших котельных, или на маленьких заводиках, построенных прямо на месторождении - такой опыт есть у японцев. Но локальные решения не подразумевают масштабной газификации населения.

Руководство области само не так давно приводило расчеты, согласно которым решение о газификации Иркутской области от малых и средних месторождений путем создания локальных систем газоснабжения неэффективно. «Только на создание сети высокого давления и газораспределительных станций потребуется более 60 млрд. рублей, - отмечал в своем докладе на БЭФе Петр Воронин. - Кроме того, этот проект предполагает, что издержки по строительству магистральной трубы лягут на население. Это в свою очередь потребует значительных затрат из консолидированного бюджета на компенсацию разницы в тарифах на теплоснабжение и газоснабжение населения». По его расчетам, реальная стоимость газа превысит $650 за 1000 кубических метров у конечного потребителя в пункте Зяба в Братском районе. Сам же Газпром публично стоимость газа так и не озвучил – в свободном доступе имеются лишь данные одной из первых презентаций -- 80–120 долларов за тыс. кубометров.

Тем не менее минувшим летом региональные власти форсировали газификацию Братска. «Газификация – это не экономика, а политика, - предположил представитель энергетической отрасли на правах анонимности. - Газификация Севера продиктована частными интересами, которые выдаются за корпоративные, в их основе лежат амбиции местечковых и региональных представителей власти, которые стремятся собрать себе политические очки, чтобы затем вновь победить на очередных выборах, или уйти в Думу или еще куда-то на повышение. Им все равно, что будут потрачены миллионы долларов, которые вытащат из карманов налогоплательщиков. И количество таких лоббистов весьма велико».

«То, что мы сейчас не развиваем газохимию, откладываем это на потом, приведет нас к потере рынков сбыта, - предупреждает Валерий Стенников. - Сегодня наша задача доказать, что у нас есть потребление на месте в области, есть возможность газ перерабатывать, тогда есть смысл выходит на федеральные органы и обращать внимание на эту проблему». По его мнению, необязательно дожидаться решения вопроса с Ковыктой. «Специалисты Газпрома утверждают, что запасов Чиканского месторождения достаточно для развития газохимии, у меня нет оснований сомневаться в их словах», - заключил Николай Мельник.

Исходя из стратегических интересов Восточной Сибири, сегодняшней региональной власти необходимо сосредоточить усилия на разработке энергетической долгосрочной программы с упором на промышленную, а не колониальную газификацию в первую очередь Юга. Разработать половина дела, вторая – убедить руководство Газпрома в ее приоритетной реализации, а не отодвигать ее за горизонт 2017 года. В противном случае тема газификации так и останется разменной монетой в играх политиков.

Ирина Савина

©  ФедералПресс

Экономика

4823

10.12.2009, 17:40

URL: https://m.babr24.news/?ADE=82758

bytes: 8640 / 8640

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Другие статьи и новости в рубрике "Прибайкалье " (Братск)