Лицензия на грязь
Миллиардер Олег Дерипаска получил новый подарок от премьера Владимира Путина.
На этот раз принадлежащему Дерипаске Байкальскому целлюлозно-бумажному комбинату разрешили сбрасывать сточные воды в озеро Байкал — глубочайшее озеро планеты и крупнейший на Земле природный резервуар пресной воды.
Ради Байкальского ЦБК Путин изменил перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории. Теперь комбинату ничего не мешает производить беленую целлюлозу, которая дороже небеленой примерно втрое и к тому же за последние месяцы выросла в цене на 40%. При производстве беленой целлюлозы используется перекись водорода, диоксид хлора либо гипохлорид — много лет назад запрещенный в США и до сих пор распространенный в России химикат.
Замкнутый цикл производства (без сброса грязи в Байкал) позволял комбинату изготавливать только небеленую целлюлозу, которая из-за кризиса не только подешевела, но и перестала пользоваться спросом. Из-за чего производство стало нерентабельным и осенью 2008 г. Байкальский ЦБК был остановлен. Путин заехал в Байкальск минувшим летом и объявил, что «никакого загрязнения озера практически нет», а комбинат можно запустить вновь.
Трудно не заметить сходство истории Байкальского ЦБК с Пикалевским глиноземным заводом. Оба предприятия принадлежат Дерипаске, оба — градообразующие, в обоих случаях кризис обнажил их экономическую неэффективность и оба возобновляют работу благодаря личному вмешательству Путина под предлогом спасения жителей, которым некуда деваться.
На Байкальском ЦБК работает 1700 человек (это все-таки не «АвтоВАЗ»). К тому же город входит в государственную программу поддержки моногородов, на которую уже выделено 10 млрд руб. Обеспечение альтернативной занятости или даже переселение этих людей обошлось бы правительству в относительно скромную сумму. Особенно по сравнению с потерями стратегическими — экологический ущерб, который будет нанесен Байкальским ЦБК озеру, невосполним. Байкальский ЦБК был введен в эксплуатацию в 1966 г., но ученые начали говорить о его вреде для экологии еще на стадии строительства. В итоге в 1987 г. ЦК КПСС и Совмин СССР предписали к 1993 г. прекратить варку целлюлозы на предприятии, но распад СССР помешал это постановление выполнить.
Напомним, что правительство с начала кризиса не оставляет своим вниманием главного олигарха. В разгар кризиса «Русал» получил от ВЭБа антикризисный кредит в $4,5 млрд, ради чего правительство выдало особое разрешение о превышении лимитов на одного заемщика. Этот кредит был продлен на год, а теперь он будет выкуплен Сбербанком и, вероятно, продлен до 2013 г. Теперь ВЭБ собирается еще и выкупать акции «Русала» на IPO. Одобрены госгарантии для компании ГАЗ на 20 млрд руб.
Защитники Байкала в 2006 г. заставили президента Путина изменить маршрут нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан, который должен был проходить по берегу озера. До сих пор не ясно, было ли решение принято действительно под давлением гражданского общества (митинги в Иркутске собирали десятки тысяч человек) или изменить маршрут трубы уговорили нефтяники (нефтепровод удачно «переехал» гораздо ближе к месторождениям, принадлежащим «Роснефти», ТНК-ВР и «Сургутнефтегазу». Их экономия — около $500 млн на строительстве ответвлений от магистрального нефтепровода к своим месторождениям).
Общественники и экологи уже начали защищать Байкал от стоков ЦБК. Не исключено, что граждане вновь смогут организовать серьезные протесты. В конце концов, есть такой инструмент, как экологические иски в Страсбургский суд по правам человека: россиянам уже удавалось выигрывать дела о нарушении их прав на экологическую безопасность. Правда, эти иски не были коллективными и требовали не закрытия опасных предприятий, а компенсации за ущерб здоровью.