Нападение на "Байкальскую волну": как это было
На следующий день после нападения милиции на офис "Байкальской экологической волны" редакция БАБР.RU побеседовала с сопредседателем этой общественной организации Мариной Рихвановой.
Нападению предшествовало несколько странных обстоятельств. Сначала некие лица старательно выясняли, когда происходят собрания "Байкальского движения", где находится бухгалтерия организации. Затем, буквально за пару дней до нападения, в БЭВ пришел странный молодой человек, который буквально напрашивался на работу системным администратором.
В день нападения Марина Рихванова должна была быть в Ангарске на общественных слушаниях и лишь по стечению обстоятельств осталась в Иркутске. В офисе "Волны" находилась только женщина-библиотекарь и ее дочь. Незадолго до нападения у Марины Рихвановой вдруг стал недоступен мобильный телефон.
Шесть мужчин в штатском вошли в офис БЭВ около 16 часов. Они предъявили документы, удостоверяющие их как сотрудников отделов по потребительскому рынку и по борьбе с экстремизмом областного ГУВД. Один из сотрудников был с видеокамерой. По словам сотрудниц БЭВ, как минимум один из силовиков был нетрезв.
У сотрудников милиции не было ни санкции на обыск, ни постановления на изъятие компьютеров. По их словам, они были направлены на задержание заместителем начальника отдела по потребительскому рынку областного ГУВД Дмитрием Алексеевичем Ямщиковым.
Милиционеры показали заявления от частного лица Латышева Дмитрия Ивановича о том, что на компьютерах БЭВ якобы используется нелицензионное программное обеспечение. От предложения посмотреть лицензии на программное обеспечение милиционеры отказались и начали описывать и упаковывать системные блоки. Во время осмотра практически все голограммы лицензий на Windows, наклеенные на корпуса компьютеров, были ими сорваны.
После отказа сотрудников "Волны" подписывать протокол изъятия в силу его незаконности, милиционеры попытались вынести системные блоки на улицу. Копии протоколов экологам выданы не были. Вследствие полной незаконности действий сотрудников милиции, экологи заблокировали двери в целях воспрепятствования грабежу.
Во время обыска один из сотрудников непрерывно запугивал экологов, обвинял их в антиправительственной деятельности и провоцировал на агрессивные поступки, постоянно снимая эти действия на видеокамеру.
Видя невозможность вынести системные блоки, сотрудники милиции вызвали прокуратуру, сообщив, что их силой удерживают в помещениях. Через некоторое время в офис "Волны" прибыли сотрудники Свердловской районной прокуратуры, которые привезли с собой двух девушек-понятых. Понятые были крайне удивлены происходящим и сообщили Марине Рихвановой, что по словам сотрудников прокуратуры, в офисе произошло нападение экологов на сотрудников милиции, последним нанесены телесные повреждения. Сами понятые чувствовали себя крайне неудобно и заявили сотрудникам милиции, что они полностью разделяют позицию "Байкальской волны".
При помощи прокуратуры все компьютеры, включая сервер, на котором находился сайт "Байкальской волны", были вынесены. Руководство "Байкальской волны" забрали в прокуратуру, где продержали до 23 часов вечера. Экологам пришлось давать объяснения по факту задержания сотрудников милиции.
Фамилии некоторых сотрудников милиции, присутствовавших при обыске в офисе "Байкальской волны":
Ренасов Александр Валентинович (отдел потребительского рынка ГУВД)
Елисеев Василий Иванович (отдел потребительского рынка ГУВД)
Смоляков Дмитрий Дмитриевич (отдел по борьбе с экстремизмом ГУВД)
Путято Дмитрий Валерьевич (отдел по борьбе с экстремизмом ГУВД)
Между тем в пресс-службе областного ГУВД сообщили, что им известно о проведенной операции, официально заявленной причиной акции является заявление об использовании организацией нелицензионного программного обеспечения.